Комментариев: нет Опубликовано: 06.12.2016
Рейтинг:
Метки:Изготовление бампераРемонт бампера
Бампер относится к той разновидности элементов автомобиля, которые наиболее часто получают повреждение. Это обусловлено его целевым назначением – здесь гасится большая часть энергии удара при столкновении с посторонним препятствием. Поэтому на его поверхности появляются разного рода дефекты – царапины, сколы, трещины, проломы.
В современных моделях автомобилей наиболее часто встречаются обвесы из пластика – этот материал обладает рядом преимуществ перед другими вариантами:
- невысокая стоимость;
- технологичность;
- ремонтопригодность;
- красивый внешний вид;
Обвес для тюнинга Тойота Ленд Крузер 200 и Лексус LX
- небольшая масса;
- невосприимчивость к коррозии;
- устойчивость к атмосферным факторам.
Производство бамперов налажено в основном за рубежом, поэтому у нас их стоимость достаточно высока – она включает в себя расходы на доставку, таможенные пошлины и т.д. В связи с этим в последнее время всё более широкое распространение получает изготовление бамперов, выполненное из пластика своими силами.
Некоторые автомобилисты в случае необходимости делают обвес для собственного автомобиля, чтобы не переплачивать за импортный. Есть такие, которые ручным способом делают подобную продукцию не только для собственных нужд, но и на продажу – речь идёт о кустарном производстве. Ну а кто-то уже успел наладить собственный бизнес, закупив профессиональное оборудование для производства бамперов и выпуская товар целыми партиями.
Расширители колесных арок своими руками
Смотрите также:
Клей для ремонта пластика бамперов
Выбор направления
Как правило, компании, выпускающие собственные обвесы для тюнинга, делают упор на какой-либо определенной марке и модели. Это позволяет «не распыляться» и добиться наилучшего качества исполнения, оптимизировать процессы производства и реализации. «Исходники» для доработок могут быть совершенно разными — начиная от популярных вазовских новинок вроде Vesta и XRAY и заканчивая рамными внедорожниками Toyota Land Cruiser и Lexus LX.
Например, в нише тюнинг-комплектов для японских полноприводных авто наиболее известны такие производители, как Khann и Invader. Несмотря на небольшой штат специалистов и относительно небольшие по мировым меркам объемы производства, бренды на сегодняшний день хорошо известны не только в России, но и за ее пределами. Помимо комплектов с индивидуальным дизайном, некоторые производители выпускают так называемую реплику — это комплект внешних деталей, которые позволяют провести рестайлинг машины. Например, автомобиль, выпущенный в 2008 году, после установки обновленных элементов станет выглядеть как аналогичная модель, выпущенная в 2018-ом. Заказать и поставить комплект рестайлинговых деталей будет существенно дешевле, чем сменить свою машину на более новую.
Почему делается тюнинг
У автолюбителя может появиться множество оснований для ремонта бампера своими руками.
Тюнинг авто. Благодаря установке свежей детали поверхность автомобиля будет выглядеть более яркой и универсальной.
Поломка компонента. При такой проблеме необходим ремонт какой-либо детали, либо полной конструкции.
Повышение ходовых характеристик авто. При смене конструкции бампера на машине, кузов авто будет лучше прижат к поверхности земли в ходе движения.
Производство бамперов лучше доверить профессиональным специалистам. Особенно это касается смен поломанных деталей на пригодные части. Но, если компоненту необходимо внести особенные черты, то выполняют тюнинг бампера своими руками.
Для смены автодизайна необходимо запастись терпением, ведь при работе требуется соблюдать внимательность и иметь определенный груз знаний.
Регистрация бизнеса
Выпуск обвесов для автомобилей не требует лицензирования. Для регистрации бизнеса достаточно будет открыть ИП ибо ООО. Код деятельности по классификатору ОКВЭД непосредственно для производства обвесов необходимо прописать следующий:
- 29.32. Производство прочих комплектующих и принадлежностей для автотранспортных средств
Помимо этого следует указать, что ваша компания будет не только заниматься выпуском продукции, но и сможет предложить клиентам услуги по ее установке и доработке:
- 45.20.3 Предоставление прочих видов услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств
Для выпускаемой линейки продукции лучше сразу зарегистрировать свой бренд, который вы будете раскручивать не только на российском, но и международном рынке.
Изготовление бампера из пенопласта и стекловолокна
Процесс изготовления схож с предыдущим. Различие состоит лишь в том, что осуществляется конструирование частей по отдельности, а уже после они соединяются между собой с помощью жидких гвоздей. А во всех остальных деталях, списке инструментов и этапах работы — все аналогично. Как установить передний бампер самостоятельно без чьей-либо помощи?
Так как пенопласт принято считать материалом, которому без труда можно придать любой вид и форму, его часто используют в изготовлении бампера в домашних условиях.
Для изготовления кузовной детали с помощью стеклопластика понадобится стеклоткань или стекловолокно. Их необходимо использовать в комплексе.
Помимо этого понадобится эпоксидная смола с затвердителем, шпатлевка, парафин, режущий предмет, респиратор, наждачная бумага, шлифмашинка и другое.
Выполнение бампера из стекловолокна осуществляется так. Матрицу промазывают парафином. Это необходимо в целях последующего легкого извлечения детали. Нанести толстый слой шпатлевки для выравнивания поверхности матрицы. Сверху промазывается слой эпоксидной смолы и затвердителя.
Как только слой высохнет, на него накладывается стекловолокно. Необходимо также следить, чтобы оно плотно прилегало к низу во избежание попадания воздуха. Когда первоначальный слой высохнет, начинают наращивание ещё двух слоев стекловолокна.
После их высыхания можно начинать промазывать стыковки густой смолой. Как только деталь затвердеет, ее отделяют от матрицы, обрабатывают наждачкой, покрывают грунтовкой и красят.
Выбираем помещение
Для организации производства достаточно будет небольшого помещения площадью в 50 квадратных метров. Более того, некоторые компании, специализирующиеся на выпуске автомобильных обвесов, начинали выпуск своей продукции в гаражах.
Лучше всего остановить свой выбор на небольшом боксе в построенном комплексе, в котором уже есть арендаторы из смежной сферы — например, автосервис, шиномонтаж, мойка и т.д. Размер ежемесячной аренды составит порядка 25-30 000 рублей. Часть используемого помещения пригодится для производства и установки, часть можно использовать под склад для хранения готовой продукции.
Рядом с производственным помещением лучше всего расположить и непосредственно офис — там можно проводить презентации и переговоры с клиентами, а также разместить рабочее место дизайнера. Площади достаточно будет минимальной — квадратов 15-10, соответственно и стоимость аренды не кусается.
Технология производства
Технология производства деталей для машин достаточно простая, а если есть навыки в работе с 3D-графикой весь процесс может сделать всего один человек.
В самом начале производства, учитывая пожелания клиента, создается макет изделия на основе программы компьютера.
Далее его нужно согласовать с клиентом и если это необходимо, то внести изменения. Следующий этап заключается в создании матрицы будущего бампера. Ее вставляют в оборудование для получения формы и под давлением выгибают из сырья бампер необходимой формы.
На завершающем этапе происходит покраска изделия. Идеально подобрать цвет в тон автомобилю тяжело, альтернатива — покраска в контрастный оттенок.
Производственный процесс
На начальной стадии организации производства необходимо определиться с материалами, из которых будет производиться комплексный обвес автомобиля. Если с выхлопными системами и хромированными элементами декора все относительно понятно, то относительно изготовления бамперов и аэродинамических обвесов (спойлеры, «юбки») существуют различные мнения. В последнее время многие эксперты сходятся во мнении, что лучше всего организовать производство этих деталей из стеклопластика.
- Во-первых, такой материал дает простор для изготовления даже самых смелых с точки зрения дизайна и конструкции решений.
- Во-вторых, он достаточно легкий — а это важно и для спортивных машин, и для громоздких внедорожников — снижение массы и для тех, и для других крайне актуально.
Стеклопластиковое волокно легко окрашивается в любой цвет, соответственно позволяет избежать «разнотона» при установке на машину. При использовании качественных лакокрасочных материалов цветное покрытие держится довольно долго.
А еще, как и любые другие изделия из стеклопластика, автомобильные обвесы довольно просты в изготовлении — что немаловажно для начинающего предпринимателя с минимальным опытом в этой сфере. Для ручной формовки нужна будет только матрица и несколько инструментов (кисти, валики для прикатки, мерные сосуды и так далее).
Изначально делается чертеж планируемой к выпуску детали — для этого необходимо будет освоить специализированные программы для 3D-моделирования. Некоторые предприниматели в этой сфере сами хорошо владеют навыками проектирования и визуализации, некоторые прибегают к помощи наемных специалистов. В любом случае, если вы думаете о работе на перспективу, без хорошего дизайнера вам не обойтись.
После изготовления чертежа и согласования 3d-макета с клиентом, начинается процесс изготовления матрицы. Последняя очень важна, поскольку любое изделие из стеклопластика полностью повторяет форму матрицы — любой даже мелкий изъян будет заметен и на готовом изделии.
Наконец, при желании изготовленный обвес может быть установлен прямо в ателье — для этого пригодятся грамотные и аккуратные мастера-техники. Тут стоит обратить внимание на то, что многие клиенты покупают обвесы в другие города и даже страны — потому далеко не каждая деталь ставится силами своего персонала.
Индивидуальное производство
Практика показала, что изготовление бамперов, выполненное из пластика ручным способом, можно осуществлять даже в одиночку. Для этого не нужно специальное оборудование для производства бамперов и отдельное помещение – работу можно выполнять в собственном гараже, обходясь подручными средствами. Как правило, тот, кто занимается подобной деятельностью, сочетает её с предоставлением услуг по разным видам ремонта авто.
Работа по изготовлению бампера состоит из нескольких этапов:
- Разработка проекта – на этом этапе вычерчивают эскизы, определяются с формой и габаритами будущего изделия. В идеале, если речь идёт о постоянных заказах, несколько наиболее часто повторяющихся конструкций можно выполнить в цифровых 3-D-редакторах на компьютере. Если вы не знаете, как это сделать – обратитесь к профессиональному дизайнеру, предоставив ему чертежи и аксонометрические проекции. Обсудите проект с заказчиком, выслушайте все его пожелания и внесите необходимые изменения в проект.
Создание 3D модели будущего бампера
- Изготовление матрицы – это наиболее важная процедура, от которой будет зависеть успех всей операции. Матрица – это форма для отливки будущего изделия. Для часто повторяющихся вариантов держите постоянные многоразовые матрицы, однако для выполнения индивидуального проекта понадобится изготовить специальную матрицу. Для одноразового употребления матрицу изготавливают обычно из технического пластилина, который хорошо держит высокую температуру и не разрушается под воздействием полиэфирной смолы. Для многоразовых матриц понадобится более прочный и надёжный материал. После того, как вылеплена основа, полиэфирную смолу разводят аэросилом и наносят на пластилиновую поверхность. Потом кладут стекломат «трёхсотку», а на него «шестисотку». В результате получаете изделие со стенками, толщина которых составляет 4 мм. В качестве разделяющей прослойки используют тефлоновую полироль – она нужна, чтобы можно было легко разъять матрицу и заготовку. Доводят изделие при помощи наждачной бумаги с разным размером зерна.
Матрица для изготовления автомобильного бампера
Если речь идёт о сложной конфигурации обвеса, его изготавливают частями, которые потом склеивают между собой:
- После изготовления матрицы приступают к изготовлению обвеса. Сначала обработайте матрицу воском и сверху – гелькоатом, который нанесите из распылителя или при помощи кисточки. Он нужен для того, чтобы придать будущему изделию влагоустойчивость. Потом, используя кисть или валик, положите прослойку полиэфирной смолы с отвердителем, на которую уложите стеклоткань. Сверху положите конечный слой, состоящий из смолы и алюминиевой пудры – вместо неё можете использовать аэросил. Достаньте изделие и дождитесь высыхания.
- В случае необходимости отшлифуйте поверхность, чтобы убрать неровности рельефа.
- Конечным этапом идёт покраска – используйте эмали для пластиковых поверхностей. Выбор тона зависит от того, какой краской покрашен автомобиль, для которого вы делаете бампер.
Этот метод вы можете самостоятельно применить в собственном гараже – вам для этого не понадобится специальное оборудование, лишь подручные средства. При ручном методе изготовления обвеса необходимы навыки обращения с материалами, а также внимание и аккуратность. Это процедура трудозатратная, требующая большого количества времени и сил.
Смотрите также:
Бампер из стекловолокна своими руками: способы изготовления
Продажи и маркетинг
Продажи автомобильных обвесов можно вести сразу по нескольким направлениям. Каждое из них будет генерировать свой поток лидов для покупки.
Варианты офлайн-продвижения
Оффлайн-продажи лучше всего осуществлять через партнерство с многочисленными автосалонами, которые являются официальными дилерами той марки авто, на которую вы выпускаете обвесы. Также можно выйти непосредственно на импортера автомобилей в Россию — сотрудничество с производителем или его официальным представителем существенно поднимет авторитет вашего бренда на рынке и привлечет новых клиентов.
Автомобильные салоны станут сразу и вашими оптовыми клиентами и представителями в других городах — именно через них проходит большой поток клиентов, которые покупают новые машины и могут быть заинтересованы в их дальнейшей доработке и стайлинге. Салон сможет зарабатывать на вашей продукции свой процент.
Также реселлерами обвесов вашего производства могут стать: другие тюнинг-ателье, которые не имеют своих производств, интернет-магазины, розничные сети по продаже элементов тюнинга и запчастей.
Онлайн-продажи
- Форумы и клубы
. Для онлайн-продаж подойдут многочисленные тематические форумы владельцев автомобилей нужной вам марки и модели, профильные интернет-клубы. - Соцсети.
Лучше максимально заявить о себе в соцсетях — для этого понадобится тесное сотрудничество с SMM-специалистами. - Контекстная реклама
«Яндекс.Директ» и Google.Adwords – также маст хэв. Как правило, стоимость кликов и показов в узконаправленной нише обвесов на авто невысока. Это позволит вести рекламную компанию с относительно небольшими вложениями.
Затраты на онлайн-продвижение составят порядка 20 000 рублей в месяц.
Экспорт обвесов
Обращаем внимание на то, что при продаже автомобильных обвесов не стоит ограничиваться географией вашего региона и даже страны. Например, производители обвесов для больших внедорожников Toyota, с которыми нам удалось пообщаться, поставляют свою продукцию на экспорт в такие страны, как США, Канады и даже африканские республики (там «кукурузеры» весьма популярны благодаря своей высокой надежности и проходимости).
Валютная выручка производителя обвесов на авто может составлять до половины от общего объема реализации. При этом доходность на экспорте отечественных элементов тюнинга выше в среднем на 25% по сравнению с внутрироссийскими показателями бизнеса.
В случае с импортными поставками важно выработать идеальный вариант логистики — поскольку затраты на доставку могут быть весьма существенными, а неаккуратная перевозка может повредить дорогостоящий комплект обвеса.
Для презентации выпущенных вариантов обвесов можно выложить готовые кейсы на сайте. Зачастую клиентам может понравиться уже сделанный вами ранее вариант, а при наличии готовой матрицы на него процесс производства будет ниже по себестоимости, чем запуск в серию новой линейки. Индивидуальная разработка дороже, но и требует больше времени. Разработка сайта и его оптимизация в поисковых системах обойдутся примерно в 10 000 -15 000 рублей.
Что мы предлагаем
- Кенгурятник на авто. Это конструкция из металлических изогнутых труб, монтируемая на передней части автомобиля для того, чтобы защитить кузов от повреждений при авариях. Особенной популярность установка кенгурятника пользуется у владельцев внедорожников. При тюнниге, обвесы придают джипу агрессивный и брутальный вид. Настоящий мужской автомобиль! Для поездок по бездорожью, на рыбалку или охоту, без такого элемента не обойтись. Радиатор и центральная часть переднего бампера – главные объекты для защиты;
- Передняя и задняя защита бампера: дуги и уголки;
- Пороги в виде труб для большего комфорта при посадке;
- Декоративные накладки на крылья авто, как элемент тюнинга машины.
Персонал
Как правило, количество сотрудников, задействованных в производстве стеклопластиковых обвесов, невелико. Это 2 мастера, на которых будет держаться весь объем производимых работ, и дизайнер, который займется разработкой и визуализацией макетов.
ФОТ составляет опрядка 400 000 рублей: 150-170 тысяч получает каждый мастер и порядка 50 000 рублей — дизайнер-визуализатор. Уровень заработных плат указан для московской компании-производителя, в регионах специалистов узкого профиля найти сложнее, но и затраты на них будут меньше. Как один из вариантов решения вопроса с квалифицированными кадрами для регионального города-миллионника можно рассмотреть оплачиваемую стажировку сотрудников в одном из крупных ателье Первопрестольной.
Бухгалтерия и интернет-маркетинг обычно заказываются у приходящих сотрудников, работающих на фрилансе. Затраты составят порядка 5000 рублей за ведение бухотчетности и 10 000 рублей за услуги директолога.
Плюсы и минусы тюнингованных бамперов
Элементы кузова, прошедшие тюнинг, имеют преимущества и недостатки. Положительные стороны заключаются в следующем:
- своеобразный дизайн;
- прочность сделанной кузовной детали;
- низкие денежные траты.
Минусами принято считать:
- преимущественные временные и силовые затраты на внесение изменений;
- требования к регистрации самодельных накладок.
Таким образом, самостоятельно изготовить бампер на собственную машину легко и просто при наличии определенных навыков, материалов и инвентаря.
Финансовые показатели
Среднемесячный оборот компании
, задействованной в производстве обвесов на авто, составляет порядка 1 200 000 — 1 300 000 рублей после выхода на производственную мощность. Это средние показатели за год, которые могут варьироваться от миллиона до полутора миллионов рублей. При этом сезонности как таковой в этой сфере бизнеса нет — заказы могут «сыпаться» даже зимой и в период летних отпусков.
Стартовые вложения.
Первоначальные затраты на старте бизнеса не превышают отметки в 2 000 000 рублей. Они формируются в основном из закупки необходимого оборудования и инструмента, а также расходных материалов (реально уложиться в 1 млн). Также необходимо спроектировать и изготовить сложные матрицы для моделей — это еще порядка 500 000 рублей. Также в эту сумму входят аренда офиса и производственного бокса (15 000 и 20 000 рублей соответственно), закупка мебели и оргтехники (300 000 рублей), лицензий на программное обеспечение (50 000 рублей).
Ежемесячные расходы
на функционирование бизнеса будут составлять порядка 400 000 рублей на закупку материалов и производство. ФОТ составляет еще 400 000 рублей. Вложения в рекламу и продвижение — еще порядка 30 000 рублей (20 рублей контекст + 10 000 рублей оплата услуг специалиста).
Чистая прибыль.
Итоговый размер чистой прибыли с проекта — порядка 400 000 рублей в месяц. Период окупаемости проекта — порядка 10 месяцев.
Следует понимать, что на обороты в 1 000 000 рублей и выше можно выйти только купив готовый бизнес. На раскрутку проекта с чистого листа понадобится некоторое время. Обычно генерировать доход проект начинает с 3-6 месяца своей работы, когда начинают поступать постоянные заказы от салонов и через сеть.
Изготовление бамперов с помощью профессионального оборудования
Если речь идёт не о единичном изготовлении, а о партии изделий, понадобится профессиональное оборудование для производства бамперов, специальный цех и соответствующая технология.
Термопластавтомат (ТПА)
В качестве оборудования для производства бамперов используют термопластавтоматы, которые осуществляют литьё пластика под давлением. Предварительно готовят специальные гранулы, используя соответствующий рецепт. В смесь для их приготовления включены такие ингредиенты, как полипропилен, каучук, световые стабилизаторы, температурные стабилизаторы и т.п. Рецептура построена таким образом, чтобы конечное изделие обладало нужными характеристиками:
- прочность;
- устойчивость к воздействию ультрафиолета;
- стойкость к перепадам температур;
- надёжность, долговечность и т.п.
Бампер из ABS пластика на бмв Х5 Е 53
Перед использованием гранулы просушивают, чтобы в процессе литья избежать образования раковин и других дефектов. Потом их подают в термопластавтоматы, где формируются готовые детали. При этом материал разогревается до высокой температуры, переходит в жидкое состояние и становится пригодным для литья. Он подаётся под давлением в пресс-форму, где застывает.
Застывшие заготовки поступают в цеха, где их зачищают и шлифуют. Последним этапом в производстве бамперов идёт покраска – для этого используют специальное оборудование или выполняют операцию вручную.
После того, как изделие готово, оно проходит процедуру контроля качества и поступает на склад, откуда его везут на торговые точки. Изделия, вышедшие из заводских цехов, часто качественнее и красивее тех, которые изготавливают кустарным способом. Это объясняется высоким уровнем автоматизации и унификации всех технологических процессов, что позволяет устранить в процессе разработки все факторы, которые негативно влияют на качество продукта.
Заводской бампер для автомобиля
Смотрите также:
Как сделать бампер своими руками
Риски бизнеса по производству обвесов
- Потеря сотрудников.
Основной риск такого проекта — возможный отток кадров. Поскольку основной объем работы при производстве делают мастера, некоторые из них могут со временем задуматься о создании собственного бизнеса, уйти к конкурентам, либо переехать в другой город — так где можно больше заработать. При этом вы уже к тому времени потратите на обучение сотрудников довольно приличные суммы. - Производственные риски.
Также при производстве обвесов всегда стоит помнить про возможные риски ошибиться в проектировании, либо испортить заказ некачественной матрицей. - Издержки от некачественной перевозки.
Не стоит забывать и про логистику — нередки случаи, когда заказы по 300 000 рублей стоимостью и выше царапались при транспортировке, после чего производству приходилось возвращать их и ремонтировать. Не забывайте страховать груз.
Материалы
Сегодня в автомобильной промышленности бампера изготавливают из нескольких видов пластмассы:
- Термопластичные пластмассы (полиэтилен, полипропилен). Эти материалы отличаются тем, что при нагревании переходят в текучее состояние, а при остывании переходят в твердое состояние. Такое свойство позволяет придать пластмассам необходимую форму много раз.
- Термореактивные пластмассы (полиуретан, стеклопластик). Отличительная черта таких пластмасс заключается в их полимеризации, после которой они не могут вернуться в вязкотекучее состояние. Это накладывает ограничение по обработке бамперов из этих материалов.
На закупку материалов придется выложить не менее 3500 тысяч долларов.
Резюме
В целом производство обвесов на автомобили — бизнес весьма интересный и прибыльный. При этом всегда есть куда расти — международный рынок тюнинга огромен, а результаты работы ограничены порой только фантазией и финансовыми возможностями заказчиков.
Важно, чтобы на начальной стадии собственник бизнеса прошел через все этапы производства. Необходимо, чтобы предприниматель сам понимал, как устроен процесс проектирования и производства. Первые месяцы вам придется буквально жить на работе и работой. Лишь досконально наладив производство, через некоторое время получится дистанцироваться от него и заняться новым проектом или перейти на пассивный доход.
Денис Малеев
, директор транспортной компании, автожурналист, эксперт портала openbusiness.ru в области автобизнеса Связаться с автором (c) www.openbusiness.ru — портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса
07.04.2020
Все материалы по тегу: производство автотоваров
Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса
Чистая прибыль (в мес.):
Срок окупаемости:
Рентабельность:
Более детальные расчеты можно сделать в нашем бесплатном приложении
Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал
Запомнить статью
Вы можете сохранить данную страницу при помощи:
Как сделать бампер собственноручно
Производство кузовной детали на машине довольно трудоемкая работа. Многие автолюбители осуществляют только ее ремонт. Эта работа должна проходить аккуратно и не торопясь.
Как сделать бампер своими руками? Вначале нужно проанализировать план осуществляемых действий. После следует перенести схему работы на бумажный лист, подготовить нужные инструменты и материалы.
Изменения не должны отражаться на особенностях защиты бампера. Лишь по окончании планирования по тюнингу, можно начинать выполнять конструирование. Исходя из того, какие материалы необходимы, определяется перечень инструментов и элементы изменения обвеса.
Вместе с тем, перед тем как приступить к совершенствованию обвеса, необходимо использовать образец.
Замена масла в двигателе своими руками — пошаговая инструкция как правильно, быстро и просто заменить масло в моторе и трансмиссии (125 фото и видео)Регулятор оборотов своими руками — как сделать простое устройство регулировки или плавный спуск (120 фото)
- Может ли не собственник оформить ОСАГО?
При создании бампера, на прототип наносят материал будущего бампера. Таким образом, делается «слепок». Он необходим при проектировании или ремонте оригинала детали кузова.
При модернизации матрицы автотехники советуют пользоваться специальным пластилином, так как он устойчив к любым температурным воздействиям.