Модернизация выхлопной системы
Как не странно, даже модернизация выхлопной системы позволяет повысить мощность мотора. При этом отметим один важный момент – значение нагрузки не повышается. Среди особенностей подобной работы отметим нижеприведенные моменты:
- В большинстве случаев тюнинг выхлопной системы предусматривает установку современных выпускных и впускных коллекторов.
- За счет особой конструкции коллекторы делают ток воздуха и отработанных газов более свободным. Поэтому снижается сопротивление и существенно повышается КПД.
- В некоторых случаях проводится установка резонатора от глушителя. За счет него упрощается процесс отвода газов, а также улучшается звучание автомобиля.
Кроме этого, глушитель можно отнести дальше к заднему мосту. За счет этого также снижается сопротивление в выхлопной системе, повышается показатель КПД.
Подвеска. Кардинально не улучшить?
Подвеска ВАЗ-2121 была весьма революционной для семидесятых годов – до «Нивы» такие технические решения в автомобилях повышенной проходимости не применялись.
Передняя подвеска – независимая, на поперечных рычагах, оснащенная работающими в паре пружинами и гидравлическими амортизаторами. Конструкция включает в себя стабилизатором устойчивости.
Задняя подвеска – зависимая, с креплением к балке заднего моста и тягой Панара. Работу подвески обеспечивают гидроамортизаторы и пружины, аналогичные использующимся в передней подвеске.
Простейший и очень оправданный шаг для желающих провести тюнинг нивы 2121 – замена комплектов пружин и амортизаторов. Последние устройства сейчас выполняются газонаполненными, они надежнее и лучше отрабатывают неровности.
Также можно посоветовать усилить опоры вала и передний и задний мосты установками специальных стальных вставок – коробов, а также увеличить дорожный просвет применением специальных вставок между элементами подвески.
Все эти меры позволят несколько снизить дискомфорт от передвижения по плохой дороге, немного улучшить плавность хода и внедорожные качества автомобиля, но кардинально поменять что-либо не смогут.
Если нужны действительно серьезные изменения – стоит задуматься о замене задней подвески устаревшей системы Панара на более современную независимую конструкцию. Это не только улучшит плавность хода, но и заметно повысить характеристики управляемости автомобиля, особенно на твердом дорожном покрытии.
Так как Нива является полноприводным внедорожником, при тюнинге необходимо уделить внимание подвеске. Первым шагом является лифт Нивы – увеличение клиренса. Это позволит создать внушительный задел для преодоления различных препятствий. В понятие тюнинг ходовой нивы 2121, а также лифт подвески входит:
- Установка проставок между элементами подвески. Их можно изготавливать самостоятельно или покупать в магазинах
- Установка амортизаторов «Ранчо»
- Установка пружин ВАЗ 2104
- Усиление переднего и заднего моста при помощи стальных коробов
Лифт подвески Нива 2121 – простой с технологической точки зрения процесс, позволяющий значительно увеличить проходимость автомобиля. При этом необходимо помнить, что лифтинг находится в прямой зависимости от размера колес, чем их диаметр больше, тем значительней потребуются доработки. Поэтому необходимо соблюдать баланс, чтобы тюнинг подвески Нивы 2121 своими руками не превратился в головную боль.
Также необходим тюнинг раздатки нивы 2121, хотя этот процесс в большей степени является доработкой. Главная проблема – это люфты валов переднего и заднего мостов. Она устраняется путем установки новых комплектующих:
- Подшипников (лучше устанавливать двухрядную их разновидность)
- Крышек
- Валов
- Фланцев
Неплохим решением станет усиление опоры вала. Для этого следует установить вместо родного фланца модернизированный, имеющий дополнительный подшипник и сальник.
Вторая распространенная проблема раздатки – течь сальников. Решение здесь предельно простое, следует правильно установить качественные сальники и детская болезнь узла будет устранена.
Третья проблема – правильная центровка раздатки в горизонтальной и вертикальной плоскости. Это необходимо для уменьшения вибрации и соответственно износа подвижных частей агрегата. Можно делать центровку вручную, но это занимает много времени, требует терпения и не всегда результат соответствует ожиданиям.
Проводим работы с масляным насосом
Для того чтобы повысить срок службы устанавливаемого двигателя довольно часто проводятся работы по модернизации масляного насоса. Существует несколько рекомендаций по тому, как провести подобную модернизацию. В рассматриваемом случае понадобится еще одни насос, от которой придется отрезать часть корпуса с плоскостью разъема. При проведении этой работы следует учитывать, что толщина получаемого блина должна быть около 11 см. После этого процессом фрезерования проводится удаление лишнего, чтобы толщина составила около 10 см.
Следующий шаг по доработке насоса заключается в удалении фасок на краях зубьев. Для этого проводится следующего рода работа:
- Проводится демонтаж ведущей шестерни.
- Выполняется торцевание одной из шестерни на 0,75 мм с каждой стороны.
- Вторая шестерня после проведения торцовки обрезается до 11,5 мм.
Все приведенные операции следует повторить с другими шестернями.
Дальнейшие работы предусматривают изменение корпуса. Для этого:
- Нужно освободить ось ведомой шестерни.
- Для формирования более длинной оси применяется ведущий валик.
- Образованная ось вставляется в полученный корпус.
- Ранее полученная узкая шестерня напрессовывается на второй ведущий валик.
- Следующий шаг заключается в установке широкой шестерни.
- Устанавливается в корпус узкая шестерня.
За счет модернизации конструкции можно исключить вероятность поворота шестерен относительно друг друга, за счет чего повышается эффективность конструкции.
Врезка: Важно: Более эффективный насос будет быстрее перекачивать масло. Именно масляное голодание зачастую становится причиной, по которой мотор быстро приходит в непригодность.
Установка турбины в Ниву своими руками
Инженеры давно солись во мнении, что именно турбина обеспечивает прилив большей мощности за счет активного обогащения смеси. Стоит учитывать, что установка турбины не является сложной доработкой, однако препятствием для проведения подобного тюнинга может стать высокая стоимость компрессора.
Конструкция устанавливаемой турбины, как правило, достаточно проста:
- Центральной частью является вал, получающий вращательное движение.
- На валу устанавливается крыльчатка нагнетателя и турбины.
- Отработанные газы становятся своеобразным приводом, что также позволяет существенно повысить значение КПД.
Тот момент, что вал не получает вращательное движение от самого коленчатого вала или связанных механизмов позволяет существенно повысить КПД установки и ее мощность. Есть возможность провести установку турбины своими руками, но из-за ее достаточно высокой стоимости, порядком 40 000 рублей за самую простую модель, лучше доверить работу профессионалам.
Замена штатного коленчатого вала на модернизированный
Еще одним распространенным методом тюнинга можно назвать установку облегченного коленчатого вала вместо стандартного. Подобного рода доработка требует частичного разбора конструкции ДВС.
К особенностям этой разновидности тюнинга отнесем нижеприведенные моменты:
- За счет снижения массы вала существенно повышается КПД конструкции. Это связано с тем, что мотору требуется меньшее количество энергии для его вращения. Облегченные версии коленчатого вала имеют все туже высокую прочность и надежность, которые достигаются при использовании специальных сплавов на момент их изготовления.
- Мощность силовой установки увеличивается также за счет увеличения хода штоков. Это связано с тем, что за счет этого немного повышается объем камеры сгорания, и высвобождаемая сила при сгорании топлива больше.
- Многие специалисты рекомендуют проводить одновременную замену поршневых колец.
Подобные доработки позволяют:
- Повысить мощность.
- Увеличить плавность хода.
Однако стоит учитывать, что с увеличением хода штока повышается и показатель расхода топлива. Кроме этого, повышение количества освобождаемой энергии становится причиной повышенного износа конструкции.
Доработка газораспределительного механизма
ГРМ также во многом определяет мощность и другие технические особенности мотора. Тюнинг газораспределительного механизма заключается в увеличении диаметра клапанов с последующим проведением герметизации. Как показывает практика, подобная модернизация позволяет повысить мощность практически на 10%.
Во многих случаях при улучшении рассматриваемой части двигателя выполняется замена толкателя. Его улучшение заключается в увеличении впускных и выпускных толкателей, которые и позволяют существенно повысить показатель мощности двигателя.
Рассматриваемые доработки позволяют повысить плавность хода, а также уменьшить износ деталей, существенно повысить показатель мощности. Конечно, есть и другие методы доработки двигателя, которые позволяют получить привлекательные значения. Примером назовем случая доработки масляного насоса, что также позволяет сделать мотор более тяговитым.
Расточка блока цилиндров установленного двигателя
Редко, но все же проводится расточка цилиндров. Сегодня не многие проводят подобный тюнинг, что связано с его достаточно большим количеством различных недостатков:
- Сложность работ определяет не только их высокую стоимость, но и вероятность допущения дефекта, за счет чего снижается срок работы. Конечно, современное оборудование позволяет проверить правильность геометрии, но это указывает на то, что без вмешательства специалистов не обойтись.
- За счет расточки повышается объем блока цилиндров, а значит за определенный промежуток времени сгорает намного больше топлива. Другими словами, рассматриваемый тюнинг становится причиной повышения расхода топлива.
- При расточке проводится замена и других элементов конструкции двигателя внутреннего сгорания. Это также становится причиной существенного повышения стоимости проводимых работ.
- При снятии металла стенки становятся тоньше, а нагрузка возрастает. Это приводит к тому, что двигатель служит намного меньше, ухудшается процесс теплообмена. Поэтому при подобном тюнинге могут возникнуть проблемы с работой мотора под нагрузкой.
При столь большом количестве различных проблем, возникающих при расточке двигателя, мощность повышается несущественно. Многие другие методы тюнинга позволяют также повысить этот показатель без снижения срока службы конструкции и повышения расхода топлива.
Модернизация карбюратора – распространенный вариант тюнинга Нивы
Устанавливаемые ВАЗом карбюраторы, мягко говоря, обладают низкой эффективностью. Именно поэтому многие начинают тюнинг именно с изменения данного элемента. К особенностям проводимых работ можно отнести нижеприведенные моменты:
- Проводится обновление носика ускорителя насоса. Он зачастую становится причиной завихрения воздуха, за счет чего падает эффективность обогащения смеси.
- Практически во всех случаях проводится замена жиклера с показателем 1 кам на 2 кам. Это также позволяет существенно повысить КПД карбюратора.
- Рекомендуется провести зачистку всех неровностей и шероховатости, так как это приводит к повышению сопротивления воздуху при работе. Для этого используются напильники и наждачная бумага.
- Следует провести также очистку конструкции от различного нагара или других продуктов горения. Для этого может понадобится специальное чистящее средство. Некоторые мастера используют специальные ванные для удаления грязи.
В случае, когда устанавливается инжектор, выполнить доработку своими руками практически невозможно. Только профессионал, знающий особенности подобной конструкции, сможет провести изменение основных показателей для повышения мощности или снижения расхода. Самостоятельный тюнинг в этом случае может привести к серьезным неисправностям.
Мнение экспертов
Антон. Когда купил Ниву для поездок на рыбалку был сначала доволен, с моим седаном не сравнить по проходимости. Но уже через некоторое время понял, что из-за недостаточной мощности все же нужно искать легкие пути. Друзья посоветовали провести модернизацию двигателя или установить новый. На новый не было средств, а вот доработать уже установленный смог.
Виктор. ВАЗ не славиться своими моторами, и Нивы тому подтверждение. Практически все устанавливаемые модели обладают очень низким КПД и надежностью, износоустойчивостью. Многие говорят о высокой ремонтопригодности, зачем она была бы, если бы конструкция не так часто выходила из строя. Поэтому на свою Ниву установил другой мотор и не пожалел о выборе.
Алексей. Нива есть Нива: шумная, на трассе плохо стоит, нет комфорта, но зато на бездорожье чувствуешь себя комфортно. Свою начала модернизировать постепенно, дело дошло и до мотора. Что можно сказать: работы много, практически се требует доработки, не факт, что выполненный тюнинг приведет к должному результату.
Максим. Сам делал тюнинг. Начинал с самого простого – замены расходников на более качественные, потом дело дошло до боле сложных работ. Конечно прибавку 30 л.с. нельзя назвать существенной, но она также позволила чувствовать себя на дорожном покрытии более уверенно.
Усовершенствование салона
Большинству владельцев Нива 2131 4×4 не нравится работа штатной печки авто. Из-за того, что зимой в салоне авто практически постоянно холодно, многие из них прибегают к самостоятельному решению этого вопроса. Некоторые меняют штатную обшивку салона, выбирая для этого современные материалы для перетяжки. Другие идут более простым путем и устанавливают центробежный вентилятор, который можно «одолжить» у ВАЗ 2108.
Доработка штатной печки Нивы 2131
Вначале для модернизации печки Лада своими руками понадобится приобрести «улитку» от ВАЗ 2108. Далее можно приступать к выполнению работы. Демонтируем верхнюю решетку салона Нива, после чего берем «улитку» и срезаем с нее все выступы. В верхнем кожухе внедорожника нужно проделать 2 надреза. Затем опускаем «улитку» так, чтобы ее выхлоп был направлен вниз.
https://www.youtube.com/watch?v=TArQwdGdLTg
Следующим этапом тюнинга станет разогрев «улитки». Для этого берем фен и нагреваем деталь, после чего ее необходимо спрессовать. Для управления печкой потребуется взять переключатель на 10 положений от старой радиостанции. Полученную отопительную систему можно подключить к аккумулятору через отдельное реле. После этого в салоне вашего ВАЗ 2131 4×4 всегда будет комфортная температура.
Обновляя салон, многие автовладельцы стараются не только повысить уровень комфорта транспортного средства, но и подчеркнуть свою индивидуальность. Есть множество вариантов для усовершенствования интерьера автомобиля.
Это самый простой способ проведения тюнинга салона «Нива 4×4». При длительной эксплуатации машины обивка сидений загрязняется, изнашивается и теряет эстетический вид. Перетяжка обивки требует достаточно много времени, определенных умений и немалых затрат. Сегодня автомагазины предлагают широкий ассортимент авточехлов из качественных материалов различных оттенков, что значительно упрощает подбор необходимых аксессуаров.
Как уже было отмечено, многим не нравится работа печки в машине, она недостаточно хорошо греет салон. Один из вариантов – это замена обшивки салона с помощью современных теплоизоляционных материалов. Другой вариант – установка центробежного вентилятора, который используется на ВАЗ-2108.
Чтобы улучшить работу печки по второму варианту, потребуется:
- Купить «улитку» от ВАЗ-2108.
- Демонтировать решетку салона.
- Срезать с приобретенной «улитки» выступы.
- Опустить деталь с направленным вниз выхлопом.
- Провести трубку от «улитки» к воздухопритоку. По этой трубке в дальнейшем будет циркулировать воздух.
- Разогреть устройство.
А еще интересно: ВАЗ Нива 2121 тюнинг рекомендации
Подключить систему отопления можно с помощью отдельного реле, проведенного через аккумулятор. Таким образом, удается достичь в салоне комфортной температуры в холодное время года.
Несмотря на широкий ряд модификаций, салон Нивы требует доработки. Делая тюнинг салона Нивы необходимо:
- произвести качественную шумоизоляцию с использованием современных технологий и материалов;
- качественнее закрепить торпеду, избавляясь от скрипа при движении;
- усовершенствовать обшивку салона, желательно избавиться от родного пластика имеющего тенденцию трескаться;
- хорошим преимуществом для водителя станет подлокотник, удобный руль, накладки на педали.
Все зависит от желаний владельца. Можно усовершенствовать систему отопления, установить обогреватели сидений.
Выводы
Работы по улучшению двигателя являются самыми затратными и проблематичными. Однако, даже при современной подвеске и комфортном салоне насладиться управлением автомобиля будет достаточно сложно. Это связано с тем, что отсутствие должной тяги плохо сказывается на проходимости, автомобиль начинает глохнуть при преодолении сложной местности. Не стоит забывать о том, что некоторые доработки позволяют существенно повысить износостойкость и другие качества.
Многие специалисты рекомендуют выполнять модернизацию мотора поэтапно: от простого к сложному, если это возможно. Конечно, при существенно демонтаже следует проводить все доступные работы, чтобы снова не повторять разборно-сборные работы. Если отсутствуют необходимые навыки или оборудование для проведения работы, то лучше всего доверить ее профессионалам. Это связано с тем, что даже при неправильной регулировке работы столь сложного механизма, как ДВС, работа на протяжении нескольких минут может привести к критическому повреждению основных элементов.
Комментарии специалистов
Михаил. Предоставляем услуги, касающиеся чип-тюнинга двигателя. Некоторые клиенты предполагают, что процесс простой и его можно провести самостоятельно, для чего только требуется компьютер, переходники и специальное программное обеспечение. В результате самостоятельного проведения работы двигатель может прийти в полную непригодность из-за допущенных ошибок, о чем не следует забывать.
Станислав. Провели мне чип-тюнинг двигателя Нивы. Сначала долго думал о том, как повысить мощность, а то как-то плохо автомобиль себя вел на бездорожье. Друзья порекомендовали попробовать прошить установленный бортовой компьютер. Результатом вполне доволен.