Замена автомобильного салонного фильтра по правилам


Крайне приятно сидеть в чистом автомобиле, когда находишься за рулём. Но чистота обивки и салона ещё не гарантирует чистоту воздуха, поступающего через систему отопления.

Большую роль в очистке салонного воздуха играет специальный фильтр. На разные машины устанавливают различные фильтрующие элементы. Но объединяет их одна общая задача.

Если фильтр израсходует свой ресурс, то есть перестанет полноценно выполнять возложенные на него задачи, это негативно отразится на качестве поступающего внутрь машины воздуха. Ничего хорошего в плане состояния здоровья и самочувствия загрязнённый воздух не даст.

Отсюда и возникает вполне логичный вопрос относительно того, как правильно поменять салонный фильтр и с какой периодичностью это нужно делать.

Салонный фильтр: немного истории

Очистительная система салона появилась намного позже воздушного фильтра в классическом её виде. Количество ТС стремительно увеличивалось, образовывались первые пробки. Человек был вынужден придумать способ оградить себя от негативного воздействия токсических веществ.

Первый очиститель из бумаги был толщиной всего в 5.0 микрон. Основа была бессильна перед большинством токсинов, газами. В 90-х очистители модернизировали. Они выглядели мощными функциональными установками, в них добавили активированный уголь для абсорбции воздуха в салоне.

Все современные автомобили по умолчанию оснащены штатными очистителями воздуха. Дешевые автомобили имеют фильтры из бумаги, марки премиум-сегмента — угольные, нейтрализующие все посторонние запахи.

Пропуская сквозь себя потоки воздуха, фильтры задерживают микрочастички грязи. Происходит процесс постепенного засорения. Появление стороннего запаха, слабый поток воздуха — основные признаки неисправности.

О том, как сменить фильтр и какие инструменты для этого необходимы, рассмотрим далее.

Зачем проводится замена

Не все автомобилисты до конца понимают, на что вообще влияет салонный фильтр, установленный в машине, и зачем его менять. Особенно это касается тем водителей, которые привыкли эксплуатировать старые машины, где фильтр попросту конструкцией авто не предусмотрен. А раз его там нет, то якобы и на других машинах фильтр не нужен.

Многие акцентируют внимание на том, что проникающие внутрь салона частицы, пыль и микроорганизмы, не задерживающиеся фильтрами из-за их засорения или износа, наносят вред здоровью. Это действительно так. Все подобные микрочастицы проникают в дыхательные пути человека. Они опасные даже для здоровых людей, не говоря уже про аллергиков.

Пыль в лёгких не просто провоцирует кашель, но также может привести к развитию множества заболеваний, включая хронические недуги. Поэтому воздух обязательно рекомендуется очищать на пути перед выходом в салон.

Но это не единственная причина, почему салонный фильтр стоит менять по мере износа и засорения.

  1. Когда пыль и грязь проходит через воздуховоды, она оседает на внутренних поверхностях. Подобные условия становятся крайне благоприятными для активного размножения разных бактерий. Одними из самых опасных считаются легионеллы. Это бактерия, провоцирующая возникновение у человека легионеллёза. В медицинской практике доказано, что это крайне неприятное инфекционное заболевание, которому подвержены люди любого возраста.
  2. Загрязнённый воздух часто содержит в себе достаточно крупные частицы, такие как песок и пыль. Если они будут накапливаться в вентиляционной системе, системе отопления и кондиционирования, со временем это станет причиной возникновения поломок. Из-за грязи разрушается электроника, страдают электромоторы, могут выходить из строя разные элементы управления. Учитывая те факты, что современные машины оснащены большим количеством электроники и она достаточно чувствительная, защищать её от загрязнения крайне необходимо.
  3. Если пыль и грязь даже в небольших количествах доходит внутрь салона, постепенно она накапливается, оседает на разных поверхностях, включая стёкла. Это негативно влияет на обзорность. Также загрязняется обивка на сиденьях, одежда находящихся внутри людей. Если фильтр вовремя поменять, он гарантирует, что заниматься чисткой салона и стирать одежду придётся намного реже.
  4. Не стоит оставлять без внимания проблему посторонних запахов. Да, даже самые качественные угольные фильтры не способны защитить от них в полной мере. Но хотя бы частично эту функцию они выполняют. Поэтому машина не будет пропитываться уличными запахами. Это особенно важно, когда автомобиль проезжает мимо свалок, разных перерабатывающих предприятий, горящих полей и пр.

Сколько проблем, а решение представлено в виде небольшого и очень недорогого элемента. Салонные фильтры действительно относятся к дешёвым расходным деталям. Но даже этот факт порой не способен донести до автовладельца всю серьёзность и важность своевременной замены фильтрующего элемента.

Если вы не хотите столкнуться с проблемами дыхательных путей, а также не желаете тратить время и деньги на постоянную чистку салона, намного проще купить новый фильтр, удалить старый и своими руками выполнить замену. Это крайне простая процедура, способная уберечь ваше здоровье и деньги.

Периодичность замены

Закономерно теперь спросить, когда пора менять в машине салонный фильтр и с какой периодичностью это делать.

Тут всё напрямую связано с условиями эксплуатации конкретного транспортного средства. В среднем автопроизводители рекомендуют проводить замену этого расходного элемента через каждые 20-25 тысяч километров пробега. Если вы хотите знать точно, тогда придётся снова открыть руководство по эксплуатации. Там приведены конкретные цифры для вашего автомобиля.

Но рекомендации автопроизводителей очень условные. Они далеко не всегда совпадают с реальным пробегом. Если ваша машина в основном эксплуатируется в городских условиях, вам часто приходится ездить по грунту, в сельской местности или по запыленным дорогам, тогда ни один фильтр салона не прослужит эффективно больше 10 тысяч километров. Чем больше загрязнений на вашем пути, тем меньше срок службы у фильтра. Это объясняется тем, что при запылённости дорог фильтрующие элементы начинают быстрее забиваться.

Многие ориентируются не по пробегу, а по сугубо личным ощущениям. Когда в машине начинает сильно пахнуть пылью, тогда автомобилисты и приступают к замене.

Есть несколько признаков, указывающих на износ ресурса фильтра для очистки салонного воздуха. К ним относятся:

  • появление устойчивого неприятного запаха внутри автомобиля;
  • при включении кондиционера на максимальной мощности он слабо охлаждает салон;
  • при максимальном режиме печки она греет недостаточно сильно;
  • часто запотевают стёкла даже при незначительной влажности;
  • внутри салона ощущается избыток влаги.

Учтите, что появление повышенной влажности в салоне часто связано с попаданием воды непосредственно на сам фильтрующий элемент. Это характерное слабое место для отечественных и китайских автомобилей. Просто в таких машинах не совсем верно выбрали способ внутреннего размещения фильтра.

Если вам пришлось эксплуатировать машину в экстремальных условиях с огромным количеством пыли, рекомендуется не затягивать, а поменять расходник в самое ближайшее время. То же самое касается ситуаций, когда в фильтре накапливается влага. Свои очищающие функции элемент выполнять уже не может.

Чаще всего проникновение влаги связывают с засорением каналов, которые задуманы автопроизводителем как отводы воды от участков, предназначенных для забора воздуха внутрь вентиляционной системы. Чтобы предотвратить подобные ситуации, не забывайте периодически очищать водостоки. В них скапливаются опавшие листья и прочий мусор.

Зачем нужен салонный фильтр в машине

Главное предназначение компонента – очистка воздуха, поступающего извне в автомобиль. Для полноценного забора воздушного потока машина оснащена каналами (рукавами), захватывающими потоки в процессе движения.

В таблице приведены вещества, которые могут повлиять на состояние здоровья водителя и пассажиров, с соответствующими им классами опасности:

Очистительный элемент помогает фильтровать воздух, поступающий из системы кондиционирования. Модели бюджетного сегмента имеют объединённые воздушные каналы подачи и циркуляции потоков.

Но зачем нужен фильтр, если двери систематически открываются, а на стыках всё равно зазоры? Объяснение есть: наибольшее количество токсических веществ поступает в салон в процессе движения, при плотном потоке транспорта. Допустимая норма превышается в 10 – 12 раз, в «спокойном» состоянии автомобиля концентрация 3.0%. При такой концентрации нет угрозы организму человека, его дыхательной системе.

Введение

Наверняка каждому водителю хоть раз да приходилось находиться в пробке. А кто-то и вовсе простаивает там часами ежедневно, оказываясь в плену гигантского автомобильного трафика. Но редко кто задумывается, что при движении либо при нахождении в пробке в автомобиль попадает воздух из окружающей среды, который зачастую очень загрязнён. Это может быть пыль, неприятный запах выхлопных газов, пыльца и много другой гадости. Именно салонный фильтр препятствует попаданию этого всего в автомобиль и, следовательно, в организм человека. Однако, большинство водителей к этой составляющей автомобиля относятся довольно скептически и не считают нужным производить своевременную замену. Кто-то эксплуатирует авто с грязным фильтром, кто-то изредка моет его под водой, сушит и устанавливает на место, а единицы производят замену.


Салонный фильтр препятствует попаданию пыли и газов в автомобиль

Виды салонных фильтров

Существуют 2 вида:

  • Классические противопылевые.
  • С угольным наполнителем.

Устройство и конструкция противопылевых фильтров позволяют им очищать поверхность от примесей, грязи, сажи, аллергенов. В качестве основы берутся бумага или разновидность синтетического волокна. Фильтр задерживает частички размером не более 1.0 микрона. Всё, что больше, проникает внутрь.

Пять лет назад элементы на синтетической основе были усовершенствованы. Чем салонный фильтр стал лучше? Он стал на молекулярном уровне притягивать частицы пыли.

Угольные фильтры называют универсальными, но и они испытывают трудности с задержкой угарного газа. Если концентрация велика, они также бессильны. Основу составляет пористое вещество – активированный уголь. Минимальный размер гранулы – 0.5 микрона.

Есть разные виды бумажных очистителей, но они не отличаются от классических вариантов из бумаги и угля существенно.

Разновидности

Сейчас сложно себе это представить, но очистители салонного воздуха на автомобили начали ставить только в начале 90-х годов прошлого века. То есть им не так много лет. Раньше водителям приходилось дышать тем, что напрямую проникало через воздухозаборники внутрь автомобиля.

Сначала применялись стандартные фильтры практически на всех машинах. Они имели незначительные отличия. Постепенно структуру и конструкцию меняли, дорабатывали и модернизировали. Так автолюбители познакомились с двухслойными фильтрами, где один слой защищал от крупной пыли, а второй слой предотвращал проникновение микрочастиц.

Позже на автомобилях появились уже более эффективные угольные устройства. Их специальная прослойка на основе активированного угля сумела существенно повысить качество очистки воздуха.

Современные фильтры салона, в зависимости от используемого в них принципа очистки, делятся на 2 большие группы:

  • простые фильтры механического типа;
  • адсорбционные, то есть угольные.

Механические элементы представляют собой несколько барьеров, выполненных из очень тонких волокон. За счёт них грязь не проникает внутрь.

На адсорбционных фильтрах дополнительно присутствует активированный уголь. Он помогает предотвращать проникновение в салон вредных микроорганизмов и бактерий, а также устраняет неприятные запахи.

Где стоит фильтр?

Конструкции воздушных каналов, систем забора воздуха, очистительных элементов автомобилей различаются. В последние годы наблюдается тенденция стандартизации форм агрегатов, в том числе и систем вентиляции. Каркас прямоугольной формы из прочного полимерного материала – это универсальный вариант.

Типичное место расположения – за стенкой перчаточного ящика в правой части консоли. На некоторых моделях стоит защитный фильтр в моторном отсеке, под лобовым стеклом, в левой части торпеды, у тыльной части двигателя.

Вот где находится салонный фильтр на популярных моделях:

  • Toyota Corolla: правая часть центральной торпеды.
  • Chevrolet Cruze: также в правой части, но ближе к центру консоли.
  • DAEWOO Lanos: в подкапотном пространстве, под лобовым стеклом с правой стороны.


Стоимость профессиональных услуг

Учитывая все нюансы замены, автовладельцы задумываются над рациональностью попытки самостоятельно выполнить работу. И тут они хотят знать, во сколько обойдётся процедура, если менять салонный фильтр в автосервисе.

Цена зависит от:

  • самого автомобиля;
  • модели;
  • года выпуска;
  • расположения фильтра;
  • типа фильтрующего элемента;
  • сложности работ;
  • ценовой политики СТО и пр.

Называть какие-то конкретные суммы сложно. Одни могут попросить за свою работу от 500 рублей, другие скажут, что только замена обойдётся минимум в 2-4 тысячи рублей, не считая покупку расходных материалов и фильтра.

Приготовьтесь сразу к тому, что замена у официального дилера будет стоить дороже. Это обусловлено использованием только оригинальных, а потому и более дорогих запчастей. Но их услуги дают уверенность в качестве проделанной работы. Плюс вам обязательно дадут гарантии. Если вдруг фильтр заменят плохо либо поставят бракованную деталь, у вас есть полное право предъявить претензии и потребовать бесплатно исправить свои ошибки. Официальные дилеры не заинтересованы в том, чтобы портить свою репутацию и репутацию автопроизводителя. Потому с ними проблемы возникают редко.

А вот сторонние автосервисы могут попросить с вас деньги как за оригинальный фильтр для вашего авто, но поставят какой-то самый дешёвый китайский аналог. Такое случается не везде, но риски выше. Зато цена за услуги ниже.

Касательно оригинальных запчастей. Салонные фильтры не являются чем-то сложным и невероятно дорогим. Поэтому существенных отличий между оригиналами и аналогами нет. Они вырабатывают примерно одинаковый срок и способны эффективно справляться с фильтрацией воздуха.

Откровенно дешёвые китайские фильтры брать не стоит. И проблема здесь не в самих фильтрующих элементах, а скорее в частом несовпадении по размерам и креплениям. Если вы готовы потратить нормальную сумму на оригинальную деталь, смело её покупайте. Достойный аналог иногда может стоить в 2-3 раза меньше. Но сказать, что он будет работать хуже, вряд ли можно. Тут уже решайте сами.

Как поменять салонный фильтр?

Очистительные элементы можно заменить самому или в мастерской. Чтобы заменить самому, нужны минимальные навыки в обслуживании машины. Не стоит самостоятельно ставить компоненты на автомобилях с действующей гарантией от изготовителя. При непрофессиональном вмешательстве высока вероятность нарушения технологии установки – из-за этого авто «слетит» с гарантии. Чтобы снизить риски, лучше доверить работу профессионалам СТО.

Если вы настроены действовать самостоятельно, но не знаете, как снять фильтр, прочтите инструкции, технические рекомендации, просмотрите видео уроки.

Купить новый или сделать самостоятельно?

Изготовление нового фильтра – достаточно трудоемкий процесс. Нужно купить в магазине фильтр для кухонной вытяжки, а затем вырезать из него фрагмент. Он должен идеально совпадать с размерами старого. Потом этот фрагмент вклеивается в рамку от старого. Используется герметик или термоклей. Получившийся фильтр справится только с пылью.

Для изготовления более эффективного угольного фильтра потребуется обычный синтепоновый фильтр и универсальный угольный. Не забудьте про активированный уголь. Таблетки укладываются между двумя кусками фильтрующего материала.

В Интернете можно найти много вариантов изготовления фильтров своими руками, но на это нужно потратить достаточное количество времени. И не факт, что получится качественное изделие. Готовый фильтр стоит не так дорого, проще купить его в магазине.

Демонтируем салонный фильтр в машине

Процедуру, как правильно снять элемент, рассмотрим на примере авто с классическим расположением воздушной системы – в правой части консоли, за стенкой ящика для перчаток.

На большинстве автомобилей корпус ящика фиксируется пластмассовыми защёлками по бокам, а в нижней части — двумя болтами для пущего эффекта. При помощи отвёртки с плоским наконечником поддевается каждый из фиксаторов, отвинчиваются болты. Доступ к торцевой части корпуса обеспечен. Снимается защитная крышка, извлекается сам элемент.

Место установки

Производители машин обычно устанавливают салонные фильтры в трех возможных местах:

  • под капотом – точнее, возле перегородки моторного отсека, доступ средней сложности, обычно корпусные варианты штор;
  • возле перчаточного ящика – позади бардачка или под ним, доступ облегченный, используются и корпусные, и картриджные модификации;
  • возле рулевой колонки – под панелью торпедо или поверх нее, в первом случае доступ сложный, во втором легкий, применяются обычно картриджные варианты;


Расположение фильтра под капотом


Картридж позади бардачка


Картридж под приборной панелью

К сожалению, выбирая транспортное средство, расположение салонного фильтра владелец не может предсказать заранее. Так как гораздо важнее эксплуатационные характеристики машины, а не обслуживание фильтрационного оборудования.

Например, в Шевролет Ланос и ЗАЗ с аналогичным кузовом салонный фильтр условно находится под капотом. Однако добраться к нему очень сложно:

  1. придется демонтировать 4 клипсы и снять половинку пластиковой панели воздухозаборника с пассажирской стороны;
  2. выдвинуть и снять еще одну пластиковую детали с воздухозаборного люка ;
  3. залезть на двигатель, чтобы дотянуться до крышки фильтра;
  4. извлечь его и аккуратно поставить новое изделие, засунув в проем практически всю руку по плечо ;
  5. поставить панель водухозаборника, не повредив левый край, заходящий за крышку капота.


Местоположение фильтра ЗАЗ и Ланос

Однако при расположении под приборной панелью ситуация еще хуже, поэтому периодическая замена и не производится владельцами.

Как часто менять салонный фильтр?

Когда менять фильтр, определяет изготовитель. По сложившейся практике, фильтр меняется каждые 30 000 км – то есть каждое второе техническое обслуживание. «Неписанного» правила придерживаются на территории стран ЕС и СНГ. Менять часто ни к чему. Если поверхность фильтра чистая, отсутствуют повреждения, не обязательно заменять его — достаточно тщательно продуть потоком сжатого воздуха, поставить обратно. Проделывать это можно не более одного раза.

Покупайте только оригинальные запасные части.

Своевременно поменять фильтр должен быть заинтересован сам владелец, ведь речь идёт о его здоровье и комфорте. Если автомобиль ездит в особых условиях, когда уровень загазованности, запылённости превышает допустимые границы, интервал замены сократите на треть. Изготовитель допускает самостоятельную регулировку сроков замены, но без причинения вреда автомобилю.

Выводы

Из всего вышесказанного можно сделать однозначное заключение: салонный фильтр – необходимый компонент, своевременное обслуживанию которого является залогом сохранения внутри автомобиля приятной атмосферы, исключающей риск возникновения легких недомоганий и серьезных заболеваний. При выборе очистителя воздуха стоит обратить внимание на изделия известных брендов, находящиеся в более высокой ценовой категории. Это как раз тот случай, когда можно переплатить и получить заведомо более качественную продукцию, в разы лучше выполняющую свои функции и в то же время сохраняющую работоспособность при пробеге до нескольких десятков тысяч километров. Выбирая между пылевым и угольным салонными фильтрами, предпочтение следует отдать последним, потому что они эффективнее противостоят токсичным веществам.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]