Предисловие
Для некоторых автолюбителей наличие автомагнитолы в машине — лишь приятное дополнение к опциям. Такие автовладельцы не особо радуются наличию аудиоподготовки с завода или хорошей магнитоле. Они обращают больше внимания на наличие подогрева сидений и руля, работе климат-контроля, обшивке сидений и наличию ковриков.
Да, без автомагнитолы ездить можно, но так считают далеко не все автолюбители.
Другая, более многочисленная группа автовладельцев, любят слушать музыку в своей машине. И они совсем неравнодушны к качественному воспроизведению.
Они много читают про автомобильную акустику, про усилители, кроссоверы и саму автомагнитолу (в миру её называют – ГУ “головное устройство”). Стремятся воссоздать более приятный звук в своем авто, так как могут проводить в машине больше времени, чем дома.
Вот для таких ценителей качественного воспроизведения музыки часто и встает проблема – как сделать звук более приемлемым и приятным.
Простая система автозвука доступна для большинства, так как на решение такой проблемы, потребуется самый минимальный бюджет.
Автомобильная музыкальная система может стоить очень недёшево. Зачастую, владельцы авто и любители послушать музыку стремятся получить качественный звук по минимальным затратам, а это уже граничит с фантастикой. Но попробуем разобраться – можно ли получить приемлемый звук за минимальные вложения?
Мы не будем рассматривать систему – как она должна выглядеть в идеале, что должно быть в составе и сколько это может стоить. Просто попробуем понять – можно ли в заводской (простой) комплектации автозвука получить приемлемые характеристика звука и что нужно предпринять.
Управление и дизайн магнитолы
Важным нюансом во время выбора магнитолы является удобство в управлении. Ведь качественное ГУ имеет такое управление, с помощью которого можно находить свои любимые треки, выполнять настройки прямо во время езды на автомобиле.
Лучше всего, если магнитола будет иметь дополнительный джойстик, который будет крепиться на руле. Он значительно облегчит управление ГУ во время движения. Если у вас есть лишние средства, вы можете выбирать устройство не только по функционалу, но и по дизайну.
На рынке представлены магнитолы на любой вкус.
Разнообразие динамиков
Важную роль во время установки качественного автозвука отыгрывают динамики.
Они бывают нескольких типов:
- Первым типом являются широкополосные динамики, основным отличием которых является повышенное звучание средних частот, но явные «провалы» на низких и высоких. Они обычно не очень дорогие, поэтому качественного автозвука добиться на таких устройствах очень тяжело.
- Вторым популярным видом являются коаксиальные динамики, которые разделяют между собой звуковую дорожку, тем самым создавая эффект объёмного звука. Каждый динамик в этой системе имеет определенную частоту, которую обслуживает именно он, на каждом из них наложен определённый звуковой фильтр. На выходе получается довольно достойный автомобильный звук.
- Ну и третьим основным подтипом является компонентная акустика. Эта система действительно подходит для самых требовательных слушателей и гурманов, которые ценят действительно кристально чистый звук. Она, конечно же, является самой дорогой из всех трех вариантов, но и самой лучшей. При ее установке используются различные динамики с разделённой чистотой. Единственной проблемой является необходимость в дополнительном пространстве, так как она занимает немало места. Обычно устанавливают ее в дорогих внедорожниках или кроссоверах премиум-класса.
Малолитражные автомобили список и цены которых, вы узнаете из интересной статьи, нашего сайта.
Здесь, находится полезная информация о том, как можно заменить тормозную жидкость.
В этой статье, находится видео, из которого вам станет понятен, принцип работы дизельного двигателя.
История автомобильной аудиосистемы
Начало всей истории автомобильного звука (будем называть – автозвука), можно сказать, было положено в 30-х годах 20-го века. С развитием радиотехники, тогда появился первый радиоприемник для автомобиля. А уже в конце 60-х в Америке был изобретен первый автомобильный магнитофон. С того момента всё и началось! Началась эра автозвука.
Сейчас мы не будем углубляться в тонкости радиотехники тех времен и разбирать подробно исторические моменты. Хотя там много интересного было (может позже вернемся к этому вопросу).
Состав звуковой системы в автомобиле
Список устройств и компонентов автомобильной аудиосистемы не такой уж и большой. Но исключить какой-то из компонентов не получится.
- Головное устройство (ГУ) – непосредственно аудиомагнитола. Понятно, что радиоприемник практически всегда там присутствует. Но имеются и важные дополнения – с возможностью проигрывания CD или DVD, а также, USB-флешки, иначе сказать – воспроизводить можно любые форматы музыки и даже видео. Устройство может быть и с большим экраном, как маленький планшет (обычно их называют 2 din-овый), очень удобно и красиво.
- Акустическая система. Тут есть огромное поле, где может развернуться любая мечта и фантазия! В состав акустической системы может входить как два динамика в передних дверях, так и полноценная система домашнего кинотеатра 5.1 или даже больше.
- Усилитель. Его наличие не обязательно, если используется простая акустическая система (два динамика в передних дверях и два динамика в задней полке). Но с усилителем можно добиться большей громкости и другого качества звука. Он позволит использовать другие динамики, более мощные и в бОльшем количестве и качестве.
- Провода. Это тоже не маловажный момент в автозвуке. Зачастую, этим пунктом пренебрегают и считают – пустой тратой времени и денег. А потом “динамики не играют”, “идут искажения”, “динамики запираются” и много других моментов всплывет. Расчет и правильная прокладка проводов для аудиосистемы – очень важный вопрос. Когда имеется заводская проводка, то там всё рассчитывается исходя из мощности усилителя автомагнитолы, самих динамиков и то, многие переделывают проводку для штатной аудиосистемы, пытаясь получить больше качества и меньше помех.
Если подходить к этому вопросу по принципу – “и так сойдет” или “это не важно”, и к любому из этих составляющих в отдельности, то аудиосистема не сможет порадовать своим качеством, громкостью, а главное – не будет того удовольствия, которого ждут от автомобильной аудиосистемы.
Магнитола или главное устройство
Изначально следует сказать о том, что все акустическая система завязывается на основном элементе – магнитоле.
Далее в приоритете стоят усилители, динамики и проводка. Первым, что мы рассмотрим, будет автомагнитола.
Если вы купите дешевую и некачественную магнитолу, но при этом укомплектуете ее дорогим сабвуфером, проводкой и динамиками, то идеального качества звука вам все равно не достичь. Во время выбора магнитолы не на последнем месте стоит страна производитель устройства и бренд.
Современные популярные бренды имеют действительно достойную продукцию, которая проверена несколькими годами опыта довольных клиентов. В среднем за 5000-15000 тысяч рублей сегодня можно приобрести довольно годную автомагнитолу.
Конечно же, зачастую чем дороже ГУ (главное устройство), тем оно лучше и более многофункционально. Мы бы советовали вам обратить внимание на продукцию от Mystery и Prology.
Перед тем как приобрести ГУ, стоит определить для себя основной приоритет: оснащенность различными функциями и дополнениями или качественный звук. Конечно же, иметь современный девайс, которым можно управлять удаленно и загружать музыку из интернета, круто, но это не основное предназначение магнитолы, согласитесь.
В данном видео, вам покажут, как собрать и настроить автозвук своими руками. Приятного просмотра!
Простейший автозвук – можно ли слушать?
Сегодня, в любом, даже новом автомобиле, не премиум класса, в салоне установлена звуковая система, которая зачастую рассчитана на прослушивание радиоприемника. Имеется ввиду, что в авто нет аудиоподготовки салона, нет минимальной шумоизоляции и динамики стоят широкополосные. Получить какой-то ни было приемлемый звук в этой ситуации не получится.
Но если предпринять маленькие меры, то можно немного улучшить звуковую картину, но это будет всё равно, на уровне чуть выше начального.
Можно ли улучшить звук в простейшей автомобильной аудиосистеме?
Широкополосные динамики
В подавляющем большинстве, с завода, установлены штатные динамики, которые называются – широкополосными, обычно 16-го размера. Такая акустика проста как две копейки – этот динамик пытается воспроизводить весь спектр частот, который выдает головное устройство.
Он играет самостоятельно и “низы”, и “верха”. Но на сколько “низко” играет этот динамик? А на сколько “высоко” он может дотянуться? Это возможно увидеть только проведя измерения, чего сейчас делать нет смысла – у всех широкополосники стоят разные и показатели естественно, будут разные.
Но основное, что у всех широкополосников должно быть по паспорту – собственная резонансная частота. Обычно она указывается 90-110 Герц. И при замерах, в идеальных условиях, она таковой и является. Вот получить эти частоты в дверях бывает очень непросто.
А высокие частоты на широкополосниках начинают спад с 10-12 кГц. Но если он будет плавным, то можно слышать почти не искаженные тарелочки. В автомобиле более высоких частот добиться не получится, точнее, их практически не будет слышно. Ведь салон авто не идеальная звуковая камера. Стоит ли сильно переживать, что мы не сможем услышать в машине 12 или 14 кГц? Думаю, что нет.
Все преимущества использования широкополосных динамиков в авто, а также, их недостатки, очевидны. Очень приемлемая цена, значительная экономия места, а самое главное – простота подключения этих динамиков!
Но не стоит забывать, что один динамик, даже “очень крутого” бренда, не сможет справится со всем спектром частот. Он хорошо сможет отыграть “низкие частоты”, вполне приемлемо справится со “средними”, но “высокие частоты” ему будет не просто сыграть.
Есть вариант поколдовать с технологиями воспроизведения. Можно попробовать применить настройки головного устройства, чтобы поднять “верха”. Но и то, вряд ли, получится получить звук, превышающий возможности “мидбаса”. Мидбас – это динамик, который может качественно справиться со средними и низкими частотами.
Так что, в качестве звучания широкополосная акустика уступает коаксиальной и компонентной (подробнее об этих системах, их характеристиках и возможностях поговорим в другой раз). Сейчас коротко упомянем об их отличиях.
Коаксиальная акустика
Коаксиальная акустика – динамики, находятся в практически в одном корпусе и расположены на одной оси. Это позволяет сократить объем, занимаемый в салоне автомобиля.
При этом существует раздел частот между низко-среднечастотным динамиком и твитером – высокочастотным динамиком, выполняемый встроенным “кроссовером” типа – “конденсатор”.
Компонентная акустика
Компонентная акустика – это система самого дорогого ценового сегмента. В ней применяются самые передовые технологии. Такая система будет состоять уже из среднечастотных (часто используют “мидбасовые”) и высокочастотных динамиков, сабвуфера, внешнего кроссовера для фильтрации частот.
Технологии материалов и сборки таких динамиков позволяют получить практически идеальный сигнал с низкими колебаниями АЧХ. Динамики имеют высокую чувствительность и позволяют получать высокую мощность и качественный звук.
Итог
Использовать широкополосные динамики можно, но требовать от них чего-то сверх то, что они могут – нет смысла. Если такие динамики уже установлены в вашем авто при покупке, будь то новый авто или уже далеко б/у, то стоит подумать – когда и на что их заменить. Но если вас устраивает как они звучат, но хочется чуть подправить, то можно попробовать провести маленькую предподготовку.
Подробно об этих моментах можно почитать на сайтах у специалистов-частников и профессиональных студий. Они имеют опыт и сноровку. А также, могут подсказать – стоит ли вообще делать предподготовку для штатных динамиков, при использовании штатного ГУ (или даже покупного, но не высокого уровня). А главное, они знают точно – как и что делать в такой ситуации. Данная статья-рассуждения не про это.
Как сделать автозвук
Создание хорошей и качественной системы требует не только больших затрат, но и специальных навыков, знаний и умений. Следует понимать, что в каждом салоне автомобиля акустика имеет определённые особенности. Распространение звука затрудняется наличием множества поглощающих поверхностей. Решить проблему можно с помощью профессионалов, которые настроят звук в машине. А можно сделать самостоятельно, но это намного сложнее.
Качественная акустика в автомобиле
Идеальное звучание
Чтобы звук в автомобиле был хорошим, прежде всего следует правильно установить всю аппаратуру и соблюсти все инструкции. Это касается даже обычной автомобильной антенны. При желании расширить возможности имеющейся аудиосистемы, важно не перестараться. Ведь концертный зал в машине совершенно ни к чему, особенно если водитель предпочитает традиционную популярную музыку. Для этого достаточно того, чтобы автозвук мог подчеркнуть глубину определённой звуковой сцены.
Разновидности аудиосистемы для автомобиля
Акустическую систему в автомобиле можно создать двумя способами:
- Подбираются отдельные компоненты, а в дальнейшем выполняется монтаж и настройка. Этот вариант не только дорогой, но и сложный. К тому же потребуется большой опыт, чтобы автоакустика получилась действительно качественной.
- Создание системы из проверенных компонентов, которые всегда вам доступны. Результат напрямую зависит от размера имеющихся денежных средств, а в процессе выполнения работ вы сможете набраться опыта, и в дальнейшем корректировать автозвук, и довести его до совершенного уровня. В результате даже простая автомобильная антенна позволит получать наслаждение от звучания музыки с любых радиоволн.
Установка акустики своими руками
Можно ли заставить играть простейшую автозвуковую систему?
Да, можно. Но это будет всё та же простая акустика и ваше головное устройство (магнитола). Стоит подумать – с чего начать?
Про подготовку динамиков в двери
Начнем с динамиков. Они, как мы уже разобрали, могут быть широкополосными или коаксиальными. Но и те, и другие имеют значительные ограничения по спектру воспроизведения частот, а также по их распространению в салоне вашего авто.
Потому, отбросим тему “направленности звука”, “качество воспроизводимых частот”, “стоимости динамиков”. Посмотрим, что мы сможем сделать с уже имеющимися динамиками.
Первое. Если они хрипят, то дальнейшие действия 100% не имеют смысла. Такие динамики нужно просто заменить на новые или б/у, но без такого дефекта.
Можно, при наличии сноровки, попробовать почистить их. Но работы, по проведению такой манипуляции потребуют реально усилий. О таком ремонте уже написано здесь. Подумайте – оно вам надо?
Динамики работают и не хрипят. Попробуем их снять с дверной карты. Бывает, что приходится высверливать клёпки, которыми динамики крепятся к корпусу двери. Но это не проблема.
Потом смотрим на состояние внутренней части обшивки двери – туда, куда “играет” динамик. Там ни чего нет? Там “голое железо”? Замечательно. Аудиоподготовки нет никакой.
Далее. Если нет ржавчины, то протираем место где будем клеить виброизоляцию. Иначе сначала избавляемся от ржавчины, чтобы “вибра” не отвалилась через день. Заклеили.
Рекомендации у всех разные, но по мне, так простая фольгированная изоляция на основе смолы или гудрона (черная масса, которая отмывается бензином), толщиной 2-3миллиметра – вполне справится.
Этого хватит, чтобы немного остановить вибрацию самого листа обшивки двери. О каком-то объеме в двери речи пока не идет. Это уже будет следующий этап аудиоподготовки, более профессиональный, которого мы здесь не касаемся.
Можно так же, проклеить этой “виброй” некоторые отверстия в самой двери. Это плоскость, которая находится сразу за обшивкой (картой) двери. Это немного создаст некий объем для динамика. Очень может статься, что он станет играть “ниже”, чем раньше. А нам этого и надо. Ведь это и была цель аудиоподготовки – улучшить какие-либо параметры звука.
С подготовкой двери можно закончить. Дальнейшие работы не будут иметь “слышимой” разницы. Потому на этом стоит остановиться. Займемся проводами и клеммами, которыми подключается сам динамик.
Про провода
Сечение штатного провода для штатной акустики автозвука, на заводе, почти всегда делается с небольшим запасом. “Практически” – не значит, что так и есть. Нужно смотреть и предварительно изучить этот вопрос.
Означает ли это, что подключать к штатным проводам можно только такие же маломощные динамики как штатные. Нет. Это не совсем так. Но этот вопрос требует серьезного разбора. Там всё зависит от сопротивления самой акустики, усилителя (автомагнитолы), длинны провода и подводимой мощности к динамикам (точнее – подводимому току).
Нужно ли менять или докупать проводку для простой аудиоподготовки? Нет, не обязательно. Штатных проводов будет вполне достаточно. Так как мы в данный момент не собираемся подключать наши динамики к дополнительному усилителю, то и провода менять нет смысла.
Мы не сможем на столько перегрузить автомагнитолой провод, что он сможет нагреться. Провода потолще потребуются, если будет бОльшая мощность подаваться на динамик.
На картинке выше показан идеальный способ соединения штатной проводки от динамиков к разъему автомагнитолы. Это исключает окисление и тем самым – провалы и хрипы в звуковом тракте. Можно использовать иные разъемы для такого соединения (типа – Wago), но вариант с пайкой проводов – является идеальным.
О толщине провода
Частые вопросы – “Как определить сечение проводов на звуковые колонки авто?” Или – “С каким сечением нужен провод для подключения динамиков к автомагнитоле?”
В мировой практике принято, что штатное сечение проводов для акустики не должно быть меньше 0,75 мм2 (0,75 квадрата). И это практически всегда имеет место быть. Но часто, особенно в старых авто, иностранных авто, сечение провода бывает больше, и в основном составляет 1 мм2.
Этого очень даже бывает достаточно, чтобы, в определенных рамках, “раскачать” и мидбасы, и коаксиалы, и компонентную акустику. Важно правильно и качественно произвести подключение разъемов от ГУ к штатной проводке и к динамикам непосредственно.
Когда дойдет дело до использования в автозвуковой системе усилителей и мощных динамиков, то тогда потребуется прокладка новых проводов к динамикам. Их толщина уже должна быть не менее 1 “квадрата”, а в идеале – 1,5 мм2. О том как выбрать сечение – можно посмотреть здесь. И какой провод можно использовать – обсуждали здесь.
И так, получается, что провод 1,5 мм2 , вполне позволит подводить к динамикам хороший ток (замечу, не мощность, а ТОК!). Потому как от усилителя идет не мощность, а ток. А для нужного тока нужен провод соответствующего сечения.
Как определить сечение провода?
Есть и такая статья, в которой подробно разбиралось – как измерить сечение провода. Очень рекомендую ознакомиться. Там всё совсем не сложно, по простой формуле, можно получить достаточно точное представление о сечении используемого провода, ну или провода, который собираемся использовать. Вот эта формула, а подробнее описано в статье.
О подключении к динамикам
Первый момент.
Никогда не стоит забывать о наличии в авто “плюса” и “минуса” – замыкания приводят к плачевным ситуациям. Так и в случае подключения динамиков. Там тоже имеется “плюс” и “минус”.
Их не правильное подключение (переполюсовка) серьезных проблем динамику не принесет, как и усилителю магнитолы. Но получить хороший или просто адекватный звук не получится. Для того и есть маркировка на динамиках и кабелях, чтобы “минус” от усилителя приходил на “минус” динамика, и ни как иначе.
Как определить на какую клемму подключать “плюс”, а куда “минус”? Ничего хитрого здесь нет. Все производители акустики для автозвука маркируют клеммы значками, символизирующими “+” и “-“, или приклеивается наклейка с изображением – куда и что подключать.
Если нет такой маркировки, то толщина клемм говорит об этом. “Плюсовая” клемма шире и массивнее “минусовой”. На картинке чётко видно отличие.
Необходимо, чтобы диффузоры каждого из динамиков колебались синхронно. А если динамики будут работать не синхронно, то звуковые волны будут в противофазе. А это значит, что волны будут частично компенсировать друг друга. При этом возможно искажение пространственной ориентации источника звука.
Музыка будет играть, но вы будете слушать стопроцентную какофонию, задушенную и заваленную по частотам почти во всём спектре! Учтите этот момент. Будет ощущение, что вам на уши надели ватные наушники и вы пытаетесь слушать звук от динамиков.
При правильном подключении – соблюдении полярности, диффузоры динамиков будут работать синфазно. Звуковые волны будут складываться, тем самым создавая полную и точную звуковую картину. Это что касается переполюсовки.
Второй момент.
При подключении проводов к динамику, в самой двери, следует иметь ввиду, что там присутствует “агрессивная среда” – влага. Она очень быстро окисляет контакты (клеммы) динамиков. Так и сами провода, при воздействии постоянной влаги могут окислиться и отвалиться в самый непредсказуемый момент. И хорошо, если провод при этом не сможет замкнуть на корпус авто (на обшивку двери).
Идеальный вариант, по моему мнению – припаять к клеммам хорошие провода, на конце поставить разъем (как на картинке). Длина этого провода должна позволить вывести разъем на внешнюю часть двери, и там поставить ответную часть разъема. Так можно избежать скорого окисления частей разъемов, так как влага часто преобладает только внутри двери.
Обратим внимание на то, каким способом подключаются динамики в вашей машине сейчас – пайки там наверняка нет. Но динамики с завода используют клеммное подключение, это один из способов. Но лучше пайки – нет ничего лучше. И в любом случае – нужно защитить места пайки или сами клеммные соединения кембриками и обязательно влагоотталкивающим составом, смазкой.
Немного физики. Со школы мы знаем, что поверхность чего-либо гладкого и ровного, всегда остается шероховатой. И как бы качественно мы не сделали контакт клемм динамика, всей площадью металлы никак не соприкасаются.
Тут смазка поможет заполнить пустоты, чтобы убрать из пятна контакта весь воздух. Используемая смазка является токопроводящей, потому переходное сопротивление в месте соединения будет не большим. Вот некоторый пример – Алюминиевая смазка (спрей), Циатим 221, смазки LIQUI MOLY, даже Солидол и ШРУС сгодится.
Автозвук и провода
Штатные провода от заводской акустической системы к динамикам проводят вместе с проводами, которые идут в двери к электрозамкам, к стеклоподъемникам, к концевикам открывания двери. И они уже имеют нормальное сечение, как мы ранее выяснили. Проводят их в общих шлейфах, в общей изоляции. На качество звука простой аудиосистемы это никак не сказывается.
Там очень редко появляются помехи от генератора. Потому, что-то менять для нашей простой системы – нет смысла. Но если провода были где-то повреждены и их ремонт не представляется возможным или просто не целесообразным, то можно проложить новые провода к динамикам. О толщине мы уже поговорили. А вот о месте где они вновь будут проложены – нет.
Вообще-то, можно новые провода проложить точно там-же, где были заводские провода. Иногда это вполне реальная затея. А зачастую, просто перебрать проводку придется. А для этого разобрать половину салона. Оно того не всегда стоит.
Можно проложить новые провода в удобном и доступном месте, но с учетом тог, чтобы они не мешали в дальнейшем снимать коврики, сиденья, чтобы производить какие-то иные манипуляции. Считаю, что провода лучше будет переплести, как бы сделать “витую пару”. Из электроники пришло такое понятие. А нынче используется в компьютерных технологиях практически везде.
Все локальные сети сделаны именно этим способом. Переплести провода между собой, это как бы вложить их в экран. Во времена, когда радио развивалось, провода ставили просто экранированные, для снижения и исключения наводок на низковольтные части радиоаппаратуры.
Но в данном случае, можно использовать такой способ “экранировки” для отсечения возможных наводок на эти провода. Хотя эта часть аудиосистемы практически не критична к таким наводкам в авто.
Главное, проверить, чтобы в местах открывания дверей, в местах частого перегиба провода, не получилось расслоение изоляции и не попадала влага.
Какая должна быть автомагнитола?
Качественного автозвука без хорошей магнитолы просто не добиться, поэтому это первое, о чем необходимо побеспокоиться. Как и остальные составляющие, головное устройство влияет на качество звука и даже если у вас будет хороший саб и усилитель, а сама магнитола окажется полным шлаком, то о хорошем звуке можете забыть .
Качество сборки
При выборе ГУ (головного устройства) я рекомендую опираться в первую очередь на бренд и качество сборки. Pioneer и Alpine — бренды которые хорошо себя зарекомендовали на современном рынке. В среднем за 4000-12000 вы купите довольно неплохую магнитолу. Такие монстры как McIntosh, Denon и Nakamichi больше рассчитаны профессионалов.
Ну, а если ваш бюджет слишком ограничен и вы все равно не хотите прислушиваться к советам, то обратите внимание на Mystery, Prology, Challenger и тд.
Здесь можно дать один совет: помните — лучше купить не навороченную, а качественную магнитолу для прямого назначения. Большинство производителей второго эшелона предлагают устройство напичканное бестолковыми функциями, которые мало того что почти не работают, так и пользоваться в принципе ими вам не придется.
Узконаправленное устройство справится со своей задачей намного лучше мультимедийного комбайна — это было проверено уже много раз.
Количество линейных выходов
Далее, мы смотрим на количество линейных выходов. Один линейный выход позволяет подключить один двух канальный усилитель. Два выхода позволит подключить четырех канальный усилитель и тд. Более подробно про усилители написано в другой статье.
Ниже представлена простая схема, которая должна помочь понять суть линейных выходов.
Помните, если в магнитоле отсутствуют линейные выходы то нам это неинтересно и следует присмотреться к другому устройству.
Управление, дизайн
Да, именно на управление. При выборе магнитолы тыкаем на все кнопки, проверяем джойстик, смотрим где спрятаны настройки эквалайзера, как быстро перключается трек и тд. Если есть лишние деньги то лучше вложить их в проводку то можно купить магнитолу с навороченным дизайном. Хотя лично я предпочитаю поражать людей качественным звуком, а не понтами.
Стоит отметить, что в условиях частой фальсификации продукции, конкретно указать, какая лучше магнитола практически невозможно, поэтому приобретение автомобильной системы даже в фирменных магазинах обязательно должно сопровождаться «живой» проверкой параметров.
Более подробно о выборе магнитолы написано здесь — Как выбрать автомагнитолу