Зачастую рейлинги на крышу автомобиля сопоставляют с большими полноприводными внедорожниками, а еще с отдыхом и увлекательными путешествиями. Хотя если присмотреться к ним более внимательно, то нетрудно будет определить их реальный, обширный спектр применения. А ведь рейлинги на крышу автомобиля устанавливаются не только ради эстетики – они несут очень практичную функцию. Судите сами – всего благодаря нескольким стальным поперечинам вы сможете с легкостью транспортировать какие-либо грузы, домашние вещи, одежду, горные велосипеды или детскую коляску.
За счет своей универсальности данная деталь широко применяется не только на минивэнах и джипах, но и на легковых автомобилях, причем как отечественного, так и импортного производства. Однако стоимость на них порой весьма высока, из-за чего возникает необходимость в их самостоятельном изготовлении. Как сделать рейлинги на крышу автомобиля своими руками? Ответ на этот вопрос узнаете в ходе нашей сегодняшней статьи.
В чем заключается преимущество самодельных рейлингов?
Во-первых, это стоимость. Купить рейлинги на крышу автомобиля типа ВАЗ «Калина» можно от 4-4,5 тыс. рублей. Затраты на самодельные аналоги не будут превышать и одной тысячи рублей. Во-вторых, это вешний вид. Если вы владелец полноразмерного внедорожника, багажники на крышу автомобиля, изготовленные в промышленных целях, явно не будут украшать его внешний вид, и уж тем более придавать ему агрессивности. Согласитесь, 1,5-сантиметровые поперечины явно будут смотреться нелепым придатком на фоне 4-5 метрового джипа шириной в 2 и более метров. В третьих, это прочность. Конечно, заводские изделия тоже рассчитаны на колоссальную нагрузку, однако более 60-120 килограмм сюда вряд ли положишь. А на таких рейлингах, как показано на фото ниже, можно с уверенностью перевозить даже листы строительного шифера:
Установка рейлингов
Способ установки отличается в каждом отдельно взятом случае, зависит от модели автомобиля и производителя рейлингов. Мы собрали материалы и распределили их по маркам автомобилей, описали тонкости монтажа, подобрали подходящие видеоматериалы.
Нива шевроле
На автомобиле над дверями предусмотрены специальные отверстия для крепления, поэтому процедура установки простая. Некоторые комплекты производитель предусмотрительно снабжает протекторами, которые клеятся на лакокрасочное покрытие автомобиля в местах соприкосновения крепления рейлинга с крышей. Это обеспечивает дополнительную защиту ЛКП.
Если таковых в комплекте нет, можно самостоятельно вырезать подкладки из резины.
Хендай крета
Под пластиковой рейкой на крыше Hyundai Creta имеются крепления для ее фиксации. С помощью специальных крепежей, так называемых китов (kit), рейлинги без труда можно прикрепить к ним, таким образом избежав сверления отверстий.
Хендай туссан
Можно, как и в предыдущем случае, закрепить багажник на выступы для крепления молдинга. Для разнообразия рассмотрим другие варианты, когда крепления привариваются к крыше, и когда в ней сверлятся отверстия.
Mercedes Vito
На крыше расположены гнезда для крепления рейлингов (в зависимости от кузова количество креплений отличается), которые можно приобрести или изготовить самостоятельно.
Ниже представлен отличный и недорогой вариант самостоятельного изготовления, от одного из владельцев вито.
Прадо 120/150
Toyota уже предусмотрела штатные отверстия для установки, нужно лишь снять пластиковые заглушки и установить багажник. Система крепления может отличаться в зависимости от производителя, но в целом процедура достаточно простая. Главное правило при производстве работ – все делать аккуратно, чтобы не повредить краску.
Volkswagen Touareg
На туарегах, в зависимости от типа кузова, может и не быть штатных креплений. В этом случае можно ставить универсальный или поперечный «под дверь».
Уаз Патриот
С монтажом штатных продольных рейлингов на Патриот придется повозиться. Для этого потребуется снять потолок в салоне, коронкой рассверлить отверстия в усилителях кузова под головку, которой будем затягивать болты.
На более поздних моделях, начиная с 2012 года эти отверстия уже предусмотрены.
Калина, Гранта
На Калине и Гранте под уплотнительной резинкой дверей уже имеются специальные отверстия для установки рейлингов. К ним прикручиваются продольные дуги, к которым впоследствии крепятся поперечины.
Обязательно заклейте отверстия, которые остались незадействованными, поскольку уплотнительная резинка из-за креплений не будет плотно прилегать к кузову, что приведет к скоплению в этих отверстиях влаги.
Renault Kaptur
Установка рейлингов без сверления осуществляется на крючки сварного шва, при помощи кронштейнов. В целом процедура мало отличается от описанной для автомобилей Hyundai.
В видео подробно и пошагово описана вся процедура.
Рено Логан
Крепление полностью аналогично тому, что было описано для Лада Калина.
Nissan X-Trail
В новом кузове для всего модельного ряда x-трейлов предусмотрены штатные рейлинги, а в максимальной комплектации они имеют встроенные фары.
На старых моделях придется сверлить отверстия, для чего нужно снять потолок в салоне автомобиля.
Киа Спортейдж 3, 4
Интегрированные рейлинги на крыше Kia уже присутствуют, поэтому остается выбрать поперечины (фирменные или других производителей) и установить их.
Опель астра
Если вы хотите ограничиться только поперечинами, процесс займет не более 15-20 минут, поскольку штатные крепления под пластиковыми заглушками в молдингах уже имеются. А вот если нужен полноценный багажник, с продольными дугами, тогда придется повозиться. Необходимо будет снять обшивку потолка, предварительно открутив козырьки, освещение, ручки, и все остальное. Практически все элементы пластиковые, будьте аккуратны при демонтаже.
Под снятыми молдингами находятся фиксаторы и предустановленные винты для поперечин, к которым их крепили на видео. Они не понадобятся, поэтому смело убираем. Оригинальные продольные рейтинги имеют 4 точки крепления, 2 из них приходятся на места в которых были штатные винты, а 2 других на заводские пластиковые заглушки, которые можно проткнуть шилом или отверткой.
После этого останется затянуть гайки изнутри, а потом вернуть обшивку и снятые элементы салона на место.
Вы можете поделиться тонкостями установки рейлингов на описанные модели или другие автомобили в комментариях.
Об изготовлении багажника
Перед выполнением работ нужно точно определиться с его размерами. Габариты рейлингов должны четко совпадать с шириной и длиной крыши автомобиля (по крайней мере, их крепежные места). Что же касается параметра высоты, он не столь важен для автомобиля, поэтому здесь можно брать любое значение, угодное вам. После определения размеров поперечин следует нарезать трубы необходимой длины. Количество поперечин – от 2 до 4, при этом опора должна распространяться на 8 точек (чтобы не погнуть крышу). Начинать лучше всего с нижнего основания.
Классификация по способу установки
Установка рейлингов зависит от конкретной модели багажника. Самой распространенной остается классификация на:
- продольные;
- поперечные дуги.
Продольные рейлинги устанавливаются на крышу в районе водостока. На дуги закрепляются поперечные штанги. Для чего нужны данные рейлинги ― для транспортировки крупногабаритных, нестандартных грузов. Штанги крепятся на продольные дуги через замочный крепеж. В зависимости от размера крыши и варианта перевозки, можно убрать среднюю штангу или установить дополнительную, выбрав нужное расстояние между поперечинами.
Поперечные конструкции представляют собой двух- и трехопорные дуги, которые монтируются поперек крыши. Для универсалов и лифтбеков предусмотрена установка четырех поперечных дуг или продольных интегрированных рейлингов.
Интегрированные рейлинги представляют собой дугу, после установки которой между крышей и элементом не остается свободного пространства. Дуги чаще устанавливают на заводе, они имеют только модельное исполнение и не предназначены для переустановки на другие марки авто.
Багажник предназначен для установки на плоскую крышу. В комплекте присутствует интегрированный замок или крепеж, который монтируется в дверной проем.
Изготавливаем нижнее основание
Перед тем как рассказать вам о тонкостях проведения данных работ, отметим, что при отсутствии опыта работы со сварочными аппаратами лучше потренироваться на сваривании какого-либо другого железа. Научиться базовой технологии варки металла очень просто – на это уйдет не более 1-2 часов времени.
Для проведения работ по изготовлению рейлингов нам нужна ровная поверхность. В идеале подойдет металлический стол либо же несколько подставок из металла. Дерево отбрасываем сразу, так как при температуре плавки в пару тысяч градусов Цельсия не исключено, что часть искр прожжет или воспламенит поверхность. После сварки швы обязательно зашлифовываются. Следите также за тем, чтобы в местах соединения не было прогаров – это значительно снизит прочность конструкции.
Экспедиционный багажник типа «корзина»
Технология изготовления экспедиционного багажника будет на порядок сложнее. В этом случае потребуется предварительно составить чертёж. Кроме того, не обойтись без сварочного аппарата и умения обращаться с металлом.
Сетчатое основание — практичное решение для экспедиционного багажника
Чертёж конструкции
Возьмём за образец самодельный багажник для Chevrolet Niva. Длина багажника составит 163 см, ширина — 123 см. Для изготовления экспедиционного багажника потребуется металлопрофиль 15Х15 (ок. 9 п. м.), 20Х20 (ок. 7 п. м.), 25Х25 (ок. 7 п. м.) и 30Х20 (ок. 6 п. м.).
Экспедиционный багажник на Ниву по этому чертежу вполне можно сделать самостоятельно
Последовательность действий мастера:
- Начинаем изготовление багажника с основания: варим периметр. Продольные направляющие — из профиля 30Х20, поперечные перемычки — из профиля 20Х20.
- Ввариваем в периметр несущие перемычки из профиля 30Х20. За них платформа будет крепиться к рейлингам.
- Сокращаем расстояние между несущими перемычками, вваривая дополнительные поперечные из профиля 20Х20.
- Изготавливаем дугу, которая будет расположена спереди в целях улучшения аэродинамики: от краёв профиля отмеряем по 5 см и вырезаем треугольный сектор, после чего загибаем профиль. Привариваем дугу с внешней стороны периметра.
- Для повышения прочности конструкции скрепляем перемычки между собой отрезками профиля 15Х15. При желании перемычки, не являющиеся несущими, можно заменить металлической сеткой или листовой нержавеющей сталью.
- Делаем бортики. Профиль режем на куски длиной 6–10 см и привариваем к основе. При желании их можно посадить на резьбу — тогда бортики и верхнюю часть багажника можно будет снимать.
- Настал черёд верхней перекладины. По своим размерам она должна повторять нижнюю, однако боковые перекладины должны быть чуть короче, а стойки, соединяющие их с основой, располагаются под углом для улучшения аэродинамики.
- Крепим багажник способом, аналогичным вышеописанному. Важный момент: для равномерного распределения веса экспедиционный багажник следует крепить на шесть точек.
Изготавливаем верхнее основание
Данную часть багажника следует сделать строго по размерам нижнего основания. Помните, что даже малейшее отклонение будет заметно искажать его внешний вид. Далее соединяем при помощи перемычек эти две половинки деталей. Тут можно пойти двумя путями – закрепить все намертво сваркой либо оставить верхнюю часть съемной, что позволит использовать конструкцию в виде площадки.
Далее зашлифовываем оставшиеся швы и приступаем к покраске конструкции. Если багажник будет использоваться на машине часто, можно вмонтировать подобранные катафоты, дублирующий стоп-сигнал или фонарь заднего хода, но это не обязательно.
Разумеется, вся эта техника требует дополнительных отверстий и проводов для подключения к бортовой сети электропитания. Цвет конструкции может быть любым, однако лучше использовать либо черный матовый, либо серебристый металлик. Предварительно следует зачистить поперечины от ржавчин, обезжирить и обработать грунтовкой (желательно в 3 слоя, так как здесь постоянно будет тереться часть металла).
Зачем нужны рейлинги на крыше автомобиля
Крыша выполнена из тонкого металла, который может выдержать разве что дождь, любой груз неизбежно оставит на ней вмятины.
Под наружной панелью толщиной в доли миллиметра, разумеется, присутствует силовой каркас, выдерживающий даже опрокидывание автомобиля, но вся декоративность будет нарушена даже от мешка с дачной продукцией. Поэтому для верхнего багажника или даже просто прикрепляемого к крыше груза, необходим прочный фундамент.
Рейлинги закрепляются не к панели крыши, а именно к её силовой структуре под тонкой панелью. Наружный слой металла вообще не должен контактировать с нагрузкой.
Это интересно: Что означает маркировка фар автомобиля
Для этого в панели делаются отверстия, через которые проходит крепёж длинных продольных балок – рейлингов, а уже на них устанавливается багажник или просто силовые поперечины, размещаемые на любом расстоянии от переднего и заднего стёкол кузова.
Какие преимущества даст нам это?
Помимо того что установленные самодельные рейлинги на крышу автомобиля позволяют безопасно транспортировать большое количество самых разнообразных грузов, следует отметить, что данные поперечины значительно меняют внешний вид вашего транспортного средства. Наличие нескольких стальных поперечин сверху может стать финальным аккордом в преображении дизайна машины. Рейлинги (особенно хромированные) смотрятся очень стильно и элегантно. К тому же такой багажник вполне может стать изюминкой в экстерьере и сделать облик авто более индивидуальным.
Итак, мы выяснили, как изготовить рейлинги на крышу автомобиля своими руками, и какие преимущества дает нам наличие данной конструкции на машине.
Важные характеристики
При выборе багажника владельцы автомобилей обращают внимание на следующие моменты:
- Материал и внешний вид. Для производства используются различные материалы: пластик, стеклопластик, металл, алюминий, всевозможные комбинации.
- Грузоподъемность и габариты. Грузоподъемность выражается в максимально допустимой нагрузке на все элементы конструкции и напрямую зависит от материала рейлинга. Габариты актуальны при выборе боксов и экспедиционных багажников.
Продольные рейлинги являются основой, на которую можно прикрепить как универсальные багажники для перевозки грузов, так и специализированные крепления для лыж, сноубордов, велосипедов, закрытых боксов, экспедиционных багажников.
Крепление багажника на рейлинги своими руками: этапы работ
Прежде чем приступать к выполнению работ по установке поперечин на рейлинги автомобиля, необходимо продумать конструкцию крепления, которая смогла бы обеспечить прочное удержание металлического профиля и исключила повреждение лакокрасочного покрытия кузова. Если остановить выбор на способах, исключающих сверление отверстий в рейлингах, то идеальным вариантом крепления поперечин к ним будет скоба.
Измерительная рулетка
Как правильно сварить каркас багажника
Для выполнения операции потребуется около 20 часов. Трубы для каркаса сваривают между собой, чтобы сформировать днище. При работе с алюминием используется аргоновая сварка. Таким же способом приваривают борта, которые можно при необходимости изготовить из металлических листов.
Аргоновая сварка алюминия
На дно желательно уложить армирующую сетку или трубки небольшого диаметра, которые будут служить ребрами жесткости. Обычно хватает трех перемычек, но лучше сделать пять. Точное количество можно определить уже на этапе сборки. Рекомендуемое расстояние между перемычками составляет 15 сантиметров. Оставшиеся трубки приваривают продольно, чтобы дополнительно усилить конструкцию.
Некоторые водители жалуются на дребезжание во время поездок с экспедиционным багажником. Чтобы избежать данного эффекта, сетку приваривают во всех местах, где она соприкасается с металлическими перекладинами. Поперечные перекладины находятся на большом расстоянии друг от друга. Поэтому необходимо в проемах между ними приварить отрезки профиля. Можно вместо сварки использовать болты, но это крепление менее надежное, а на выполнение операции уходит больше времени.
Чтобы сетка не дребезжала во время езды, ее нужно припаять к каркасу в как можно большем количестве мест
Дуги нужно делать из металлопроката с круглым сечением. Они улучшают аэродинамические свойства транспортного средства. Чтобы сооружение прикрепить к авто, можно взять обычные уголки с отверстиями для болтов. Они будут приварены к каркасу снизу, поэтому при необходимости можно в любой момент снять багажник. Чтобы на рейлингах не образовались царапины при соприкосновении с металлом, к креплениям стоит приклеить резиновые прокладки.
Верхняя рамка должна иметь прямые углы в передней части. Сзади нужно сделать грани, которые будут располагаться по краям. К раме необходимо приварить 12 отрезков профиля произвольного размера. От их размеров зависит высота будущего багажника. Обычно делают высоту 190 миллиметров. Необходимо закрепить шесть отрезков в углах, а остальные будут соединять их попарно.
Сверху на вертикально расположенные элементы из профиля приваривается верхняя рама. Следующим этапом производится монтаж и сварка диагонального элемента. Эта деталь необязательна, но она может использоваться для установки защиты от веток во время поездок в лес. При необходимости можно сделать крепления для дополнительных элементов:
- Крепеж для запаски.
- Дополнительное освещение, прожекторы.
- Крючки, на которых будет держаться трос.
- Полимерные боксы для снаряжения, например, палатки.
- Различные виды крепления для инструментов, например, лопаты.
- Лестница, упрощающая доступ к вещам, лежащим на багажнике.
Сделать крепеж для запасного колеса несложно. Для этого вначале следует выбрать место, на котором будет лежать запаска. В этом месте нужно приварить гайку. Далее шпильку вкручивают в эту гайку, но не приваривают. Теперь колесо можно надеть на шпильку и зафиксировать еще одной гайкой. Если планируется прикрепить фары, то для них потребуются водостойкие провода.
Любые дополнительные элементы можно присоединить позже, уже после установки корзины. Также необязательно изготавливать крюки или лестницу самостоятельно. Часто покупают готовые детали и присоединяют к самодельному багажнику
Но после сварки каркаса важно затереть все швы и примерить конструкцию, чтобы убедиться, что она подойдет по размеру
Автобагажник MONTBLANC ReadyFit 20Al
Поперечные перекладины для стандартных рейлингов MONTBLANC ReadyFit 20Al устанавливаются без предварительной регулировки.
Несколько минут времени займёт вставка в верхний Т-образный паз резиновых уплотнителей. Удобный вороток затягивает одновременно опору автобагажника на рейлинге и опору на перекладине.
После затяжки вороток аккуратно «утапливается» в опоре.
Останется только подрезать пластиковые заглушки идущие в комплекте и закрыть ими нижние прорези. А вот механизм запирания сделан, на мой взгляд, не совсем удачно. «Утопленный» вороток запирается пластиковой секреткой, к которой прилагается достаточно хлипенький пластиковый ключик.
Если багажник долго не снимается с рейлингов, отпереть его этим ключиком порой не представляется возможным. К минусам этого багажника отнес бы ещё профиль из которого сделаны перекладины.
Он полый, без каких-то усиливающих перегородок, что негативно скажется на общей несущей способности автобагажника.