Ручная лебёдка механического типа: виды, конструкция, достоинства и недостатки

Если несколько десятилетий назад лебедка устанавливалась в основном на спецтехнику, работающую в жестких внедорожных условиях, то на данный момент подобное устройство перестало быть экзотикой для обычного транспорта. В зависимости от типа механизма большинству автомобилистов не составит особого труда найти лебедку в магазине автомобильных аксессуаров.

Большой популярностью эта продукция пользуется у любителей покорять жесткое бездорожье. Особенно часто такие механизмы можно увидеть на бампере полноценного внедорожника с большим клиренсом (о том, что это такое, и как он замеряется, рассказывается в другом обзоре) и полным приводом. Для таких автомобилей действует ключевое правило: чем глубже в лес – тем дальше бежать за трактором.

Чтобы водитель мог самостоятельно выйти из ситуации, когда машина основательно зарылась в грязь или снег, а ближайший населенный пункт находится слишком далеко, производители специальных механизмов для внедорожной техники разработали лебедку. Рассмотрим, что собой представляет лебёдка, какие существуют разновидности лебедок для серийного авто, как они работают, и какой тип лучше выбрать на свой внедорожник.

Что такое лебедка?

Итак, лебёдка представляет собой несложный подъёмный механизм, который используется уже на протяжении долгих лет. Не секрет, что ранее лебедки тоже имели место быть, но были примитивными, и в частности имели ручной привод. Сегодня почти у каждой лебёдки есть двигатель, который исключает ручной труд и позволяет облегчить работу для строителя или монтажника.

Лебёдка электрическая

Ручной механизм тоже используется, например, когда требуется зафиксировать что-то к верхнему багажнику вашего автомобиля. Речь идет о рычажном механизме, который имеет простой конструктов. Многие делают лебедки сами, например, когда в вопросах строительства им приходится поднимать ведра на второй этаж.

В таком случае варится металлическая рамка из арматуры, она одевается на бетонную плиту. На рамке находится колесо, через которое пропущена веревка. Человек снизу, за крюк на веревке цепляет ведро с песком или готовым раствором, и поднимает ее путем перебора рук и натягивания лебедки на себя. Вариантов много, поэтому давайте рассмотрим каждый из них в отдельности.

Виды лебедок

Предлагаем рассмотреть виды самых распространенных механизмов, от самых простых до самых сложных, представленных на рынке:

1. Рычажный инструмент. Это самый простой вариант, который стоит недорого и используется в бытовой сфере, немного в строительстве. Отличает такие лебёдки их компактный размер, благодаря чему их удобно перевозить на легковом автомобиле, в багажнике.

С ними удобно работать в тех местах, куда механизм с большими габаритами попросту не поместить. Как и любой другой вариант, эту лебедку необходимо зафиксировать на неподвижную стойку, используя специальный крюк и, посредством рычажного механизма, выбирая момент тяги, постепенно поднимать груз.

Многие водители ухитряются использовать этот инструмент для того, чтобы эвакуировать свою машину из грязи. Это актуально для тех, кто любит покататься на автомобиле в лесных массивах. В таком случае один конец лебедки цепляется к автомобилю, за прицепной крюк, другой протягивается через дерево и подключается к лебедке.

Лебёдка ручная рычажная

Нажимая на рычаг, автомобиль потихоньку будет двигаться в сторону дерево, что позволит вытащить его из труднодоступного места. Ручная рычажная лебедка ещё может быть использована для того, чтобы бы фиксировать груз на верхнем багажнике автомобиля.

2. Лебедка рычажная с вращательным механизмом. Этот вариант тоже является обычным, поэтому с его помощью можно увеличивать усилий максимум в два раза. Таким образом, вы сможете поднимать грузы на небольшую высоту, поскольку техника безопасности диктует работу на расстоянии не более человеческого роста. Механизм работы здесь простой. Есть барабан, есть металлический трос с крюком, есть ручка для вращения барабана. Увеличивая усилия в два раза, трос будет поднимать груз.

3. Усовершенствованным аналогом может быть лебедка ручная с червячным приводом. Такой механизм более компактен и способен работать в труднодоступных местах. Поднимает до четырех раз тяжелее прошлой разновидности.

4. Лебедка с электрическим приводом. Эти механизмы не имеют больших габаритов, но рассчитаны на подъём груза до 15 тонн. Все дело в двигателе. Например, есть планетарные лебедки, которые подключаются от сети 380 и 220 В. Их отличает малый вес, небольшие габариты, удобство в работе, а также наличие пульта дистанционного управления.

В свою очередь, есть стационарная установка лебедки, где механизм рассчитан на подъём груза от 600 кг. Они сами весят немало, поэтому на заводах, в ремонтных мастерских, на предприятиях по ремонту, монтируются стационарно. Здесь всегда предусмотрен пульт управления.

Есть отдельный вид лебёдок, которые работают в сочетании с автомобилем. Лебедка электрическая работает от аккумулятора или механическим способом. Есть гидравлический вариант, который пользуется большим спросом. В отличие от всех перечисленных разновидностей, гидравлическая лебедка может выдержать критически сложные условия работы и нагрузки.

Поэтому у них мотор точно не сгорит, лишь остановится, благодаря защите. И самое главное, гидравлическая разновидность инструмента имеет возможность работать под водой, благодаря герметичному корпусу. Это удобно, если вы собираетесь в путешествие или на рыбалку.

Устройство лебедок

На практике, лебёдка может иметь разную конструкцию, выглядеть по-разному, совершенно по-разному работать. Но, какой бы тип лебёдки вы не выбрали, у неё всегда будут общие конструктивные элементы. Это, например, металлический трос, который рассчитан на определенный вес, имеет длину от 10 до 50 метров. Трос, в каком-то моменте, задаёт область эксплуатации механизма.

Трос наматывается на барабан. Здесь он укладывается специальным образом, не запутывается, что облегчает повторный процесс эксплуатации. За наматывание на трос отвечает втулка, которая подключена к двигателю. Двигатель, в зависимости от его мощности, задаёт область работы инструмента.

Чем мощнее лебедка барабанная, тем на больший вес она рассчитана. Что касается двигателя, то он возвращает барабан либо по часовой стрелке, либо против часовой стрелки. Все это зависит от того, какая задача стоит перед инструментом, опускать или поднимать груз. Последнему соответствует крутящий момент двигателя.

В зависимости от конфигурации инструмента, лебедка должна иметь корпус, состоящий из металла. Этот корпус должен быть надежно зафиксирован к неподвижной поверхности, которая в то же время, является еще и тяжелой. Если лебедка имеет подвесной принцип монтажа, то она крепится к металлической или деревянной балке.

За облегчение крутящего момента двигателя отвечает зубчатая передача. Она позволяет передавать нагрузку от поднимаемого веса, снимая её с двигателя и передавая на зубчатый механизм.

Все перечисленные компоненты, так или иначе, отвечают за конфигурацию работы системы. Современный рынок предлагает множество различных вариантов, в том числе есть и те, которые способны выдерживать более 10 тонн, некоторые даже более 15.

Где купить автомобильную лебедку

Найти новую лебедку можно в любом крупном магазине автомобильных аксессуаров. Также существуют специализированные центры для автотюнинга, в которых можно не только подобрать буксир, но и попросить рекомендацию мастера, специализирующегося на установке подобных устройств.

Конструкция не подбирается по VIN-коду (что это такое, и где на кузове автомобиля он находится, читайте здесь), за исключением тех ситуаций, когда «тягач» входит в заводскую комплектацию, и есть желание установить оригинальный механизм. В остальных случаях водитель самостоятельно подбирает устройство по мощности, конструкции и способу крепления на кузове.

Еще один способ – воспользоваться услугами интернет-магазинов. Существуют китайские платформы, наподобие Aliexpress, которые предлагают неплохие бюджетные варианты, но этот вариант подходит больше для специалистов, знающие, что конкретно нужно искать. В остальном лучше воспользоваться услугами физических торговых точек.

Неплохие модели можно найти среди продукции таких производителей:

  • Warn;
  • Ramsey;
  • Mile Marker;
  • SuperWinch.

Последний – английский производитель, остальные – компании США.

Область применения лебедки

Весь перечисленный спектра лебёдок имеет свое назначение. Условно, назначение можно разделить на следующие категории:

1. Строительство. Эта категория является самой обширной. Именно в строительстве, будь это частное или капитальное возведение домов, всегда есть необходимость подъема тяжелых грузов. Грузы бывают настолько сложными и габаритными, что вручную их не поднять.

При этом чтобы исключить аварийную ситуацию, снизить количество рабочей силы, используют лебёдки. Это могут быть лебёдки ручного типа и с электрическим двигателем. Они монтируются, в зависимости от сложности груза, либо к плитам перекрытия, либо к стропильной системе вашего дома.

Применение лебёдки в строительстве

2. Эвакуация. Эвакуационная лебёдка представляет собой ручной, малогабаритный, или рычажный механизм. За счёт малых габаритов она легко помещается в багажник любого автомобиля. С ней просто работать, поскольку принцип ее действия максимально удобен для понимания каждого.

Лебедка автомобильная потребуется для эвакуации из труднодоступных мест, когда помощи ждать неоткуда. Автомобильные лебедки могут быть электрические, гидравлические ручные. Гидравлические и электрические механизмы, вполне подойдут для работы со сложными и тяжелыми предметами. С их помощью можно даже доставать предметы, находящиеся в водоемах.

3. На складах и в ангарах. Здесь используются стационарные лебёдки, также полноценные подъёмные механизмы, установленные на шоссе. С их помощью удобно поднимать грузы более 100 килограмм, задействуя минимум рабочей силы. Такие механизм обязательно предусматривают пульт управления, с которого ведется непосредственная работа над грузом. В работе должен быть предусмотрен стропальщик, который выполнит закрепление груза к подъемному механизму.

4. В шахтах. Это специфические механизмы с узкой направленностью. Их отличает ряд конструктивных особенностей, поскольку в конструкции встречается электрический и пневматический двигатель, рабочие механизмы тормозной системы, барабаны холостого хода, а также транспортировочные узлы.

В зависимости от глубины, на которой задействуется эта лебёдка, шахтный механизм может иметь соответствующее сечение кабеля, быть представлен нужной мощностью двигателя и другими характеристиками. Основная задача это транспортировать горную массу на поверхность для дальнейшей переработки, выполнять эвакуацию, а также поднимать на поверхность ремонтное оборудование.

Гидравлическая

Фото такого механизма приведено ниже

У нее имеется собственный двигатель, гидравлический. И приводится он в действие от мотора автомобиля. Как и в предыдущем случае, для автомобильной лебедки это будет значительным минусом, при заглохшем моторе она работать не будет. К достоинствам стоит отнести высокое развиваемое тяговое усилие, полную герметичность и отсутствие потребления электричества от аккумулятора.

Цена на лебедку

Сегодня в продаже есть абсолютно любые варианты лебедок. Купить их можно как в наличии, так и под заказ в интернет-магазинах. Например, говоря о ценовом сегменте, давайте рассмотрим основные варианты, укажем их область применения и предложим примерно цену за покупку.

Наиболее дешёвой и самой распространенной является рычажная лебедка. Сегодня ее можно приобрести по стоимости до 5000 руб. Конечно, есть варианты и подороже, но в быту вполне подойдет лебедка от 3 до 5 тыс, рублей. Разновидность подороже представляет собой электрическую модификацию.

Она может работать как в бытовой сети, от 220 вольт, так и в промышленной, 380 и более, в зависимости от модификации. Есть разновидности, которые при небольшом обновлении автомобиля, вполне могут быть установлены в машине и питаться от бортовой сети. Такая разновидность обойдётся по стоимости от 5 до 10 тыс руб., включительно.

Разновидностью дороже и мощнее является гидравлическая лебёдка. Она может работать как от грузовых машин, так и от спецтехники. У неё высокая грузоподъемность, что и оправдывает ее стоимость. Такая машина обойдется по цене от 40 000 рублей, работает она от гидронасоса или гидроусилителя руля.

Ещё можно выделить один тип лебёдки, которая имеет бензиновый привод. Она считается стационарным устройством, поскольку позволяет работать даже вдали от цивилизации. Среди бензиновых, выделяют модификации с червячным приводом, которые по стоимости обойдутся в промежутке от 5 до 10 тыс.

Разновидность подешевле имеет барабанный привод. Такие лебедки могут стоить от 2, до 4 тысяч, включительно. Барабанные применяются для простых задач, червячные, напротив, там, где требуется больше усилий. В больших масштабах принимаются грузовая лебедка, гаражная, а также маневровые разновидности.

Большим спросом пользуются элеваторные механизмы. Они предназначены для подъема людей на специальных элеваторах, откуда и пошло это название. Сегодня их применяют на объектах строительной направленности, в шахтах для подъема людей на лифтах, для выгрузки отработанной породы, а также в других местах, где требуется высокая грузоподъемность. Такие механизмы сложны, поэтому они стоят от 150 000 руб.

В продаже есть специальные лебедки с модификацией для автомобиля. Сегодня эти механизмы применяются непосредственно в работе с машинами, что позволяет их применять для самоэвакуации, а также доставать машины из труднодоступных ситуаций в отсутствии помощи большегрузов.

Такие лебёдки стоят от 8000 рублей, но хороший механизм, который справится с нужным вам весом, обойдется по стоимости в 30.000 рублей. С такой лебедкой будет совсем не страшно ездить по бездорожью. Разновидностью можно считать специальную мотолебедку, которая устанавливается на прицепное оборудование. Она стоит порядка 19 000 рублей за устройство.

Для судоходства есть свои лебёдки. Да, их направленность узкая, но они вполне продаются на отечественном и мировом рынке. Это якорная лебёдка, которая используется для того, чтобы поднимать якорь на катерах и яхтах.

Их стоимость невысока. Они стоят 6000 руб., имеют влагостойкий корпус, мощный металлический трос, который не разлагается под действием влаги. У них есть возможность подключаться к бортовой цепи питания самой лодки.

Среди лодочных разновидностей, хотелось бы выделить те, которые служат для пришвартовываний. В таком случае, когда канаты опущены в воду, их прицепляют к лебёдке, и вы сможете двигаться в направлении берега с выбранной скоростью. Это удобно, особенно если есть сильное течение.

Передняя торцевая подвеска

Последним фактором, который следует учитывать, является то, как вес лебедки повлияет на переднюю часть автомобиля. Если на вашей машине есть, по крайней мере, спиральные пружины, вы сможете приобрести более тяжелую лебедку (физический вес, а не тяговое усилие).

Лебедка с синтетическим канатом обычно добавляет около 30 кг к передней части машины, и если добавить стальной канат вес станет на 40 кг больше. Увеличение переднего веса существенно повлияет на управляемость и срок службы подвески.

Ручная лебедка: устройство, виды и принцип действия

Многие люди не всегда по достоинству оценивают важность наличия лебёдки механической ручной. Понимание значимости этого инструмента в большинстве случаев наступает лишь в критических ситуациях, когда, например, необходимо вызволить автомобиль из грязевой ловушки, сформировавшейся на грунтовой дороге. Причём такие моменты могут случиться практически с каждым человеком, независимо от рода его деятельности и увлечений.
На рынке представлен огромный выбор ручных лебёдок. И в этом многообразии зачастую очень сложно определиться с оптимальным вариантом, имеющим неплохие эксплуатационные характеристики и приемлемую цену.

Конструктивные особенности

Наибольшей популярностью сегодня пользуются барабанные модели и ручные лебёдки механические рычажного типа. Хоть у этих инструментов и аналогичное предназначение, однако, принцип их действия несколько различается.

Оборудование барабанного типа

По своим внешним качествам этот вид инструмента напоминает автомобильные лебёдки, которыми оснащён специальный транспорт. В их конструкцию включён редуктор и барабан. Первый обычно бывает червячным или шестерёнчатым. Барабан в этом устройстве предназначен для наматывания на него ленты либо стального троса.

У червячных вариаций механизма имеется неоспоримое преимущество, заключающееся в том, что
на их редукторах значительно проще реализована система, при помощи которой в нужный момент прибор стопорится. Благодаря этому существенно увеличивается безопасность применения этого снаряжения. Такой инструмент отличается также высокой надёжностью и разнообразием тактик крепления. Хотя у него есть и определённые недостатки:

  • Большой размер снаряжения, что обуславливает более комфортное применение в условиях помещения наподобие гаража.
  • Сравнительно небольшой вес, который способен тянуть этот вид оборудования.
  • Сложный механизм эксплуатации.
  • Необходимость проведения постоянного обслуживания.
  • Своеобразный «конфликт» с грязью.

Из вышеперечисленного следует, что такой тип лебёдок не является лучшим вариантом использования на передвижных устройствах.

Что касается шестерёнчатых приспособлений, их конструкция также включает в себя
редуктор и барабан, однако, в отличие от червячных они более простые в изготовлении, следовательно, несколько дешевле. Трос на них крепится при помощи храповика, обладающего хорошей надёжностью
Для редуктора свойственна простота обслуживания. Довольно важным моментом является качество использованного при изготовлении шестерней металла, поэтому не рекомендуется при выборе такого оборудования отдавать предпочтение более дешёвым, не проверенным аналогам. Лучше выбрать известного производителя.

Из основных недостатков можно выделить следующие:

  • Способ укладки троса, который зачастую попадает в полости шестерней редуктора и прекращает выполнять свои функции.
  • Малый внутренний диаметр барабана, что обуславливает сильный перегиб стального троса. Как результат последний довольно быстро портится.
  • Из-за габаритов устройства ограничивается размер барабана, а это, в свою очередь, лимитирует дальность действия механизма.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что процесс применения лебёдок барабанного типа в полевых условиях не всегда может быть комфортным. Таким механизмом лучше пользоваться в гараже.

Оборудование рычажного типа

Лебёдки этого вида наиболее часто применяются в передвижных устройствах. Именно их обычно приобретают водители, чтобы иметь возможность в случае необходимости вызволить машину из западни.

Стандартное строение устройства
включает изготовленную из металла раму, внутри которой расположен механизм, приводимый в действие нажатием на рычаг, находящийся на корпусе оборудования. За счёт того, что на рычаг может быть приложено большее усилие, прибор оказывается эффективным в тех случаях, когда барабанные лебёдки не справились бы. Тяговое усилие такого механизма способно достигать нескольких тонн. Причём этот показатель может быть ещё больше увеличен благодаря укреплению стандартного рычага. Некоторые производители сразу включают в комплект оборудования специальный усилитель либо же изготавливают этот элемент по телескопическому методу.
К главным комплектующим устройства относится храповик, фиксирующий трос в натянутом состоянии. Он является своеобразным колесом, на котором располагаются упорные зубья. В них по очереди упирается фиксирующий штырь, противодействующий прокручиванию колеса в обратную сторону. Таким образом обеспечивается натяжка троса.

При этом основная нагрузка производится на раму оборудования, вследствие чего последняя должна быть изготовлена из прочного металла соответствующего калибра. Иначе произойдёт деформация устройства. Специалисты рекомендуют отказаться от варианта лебёдки с рамой, толщина металла которой будет меньше трёх миллиметров.

Механизм имеет небольшие габариты, поэтому его эксплуатация возможна даже в очень неудобных местах и условиях. А также рычажный тип механизма не предусматривает обязательного крепления корпуса. Однако при покупке этой модификации стоит обратить внимание на размер намоточного барабана, поскольку чем меньше он будет, тем большие усилия необходимо прилагать в процессе работы. Не стоит останавливать свой выбор на изделии с диаметром этого элемента менее 45 миллиметров.

Критерии выбора

Конструктивные особенности оборудования — не единственный аспект, который необходимо рассматривать при покупке инструмента. Существует ещё несколько важных моментов, требующих внимания:

  • Длина троса. Удобнее являются более длинные детали. Хотя на рынке довольно сложно найти лебёдку с тросом больше пяти метров.
  • Тяговое усилие. Зачастую продавцы утверждают, что достаточно пятисот килограмм тягового усилия. Однако на практике этого показателя зачастую не хватает и оборудование не справляется с поставленной задачей. Оптимальным весом считается как минимум тысяча килограмм.
  • Поперечное сечение троса. В этом случае слишком толстый элемент не является лучшим вариантом, поскольку на барабан поместится небольшая его длина. Оптимальный диаметр равен шести миллиметрам, чего вполне достаточно, например, для извлечения автомобиля из грязевой ловушки.
  • Ремень или трос. Оба этих компонента могут быть использованы на лебёдке. Но вот какой именно — личное решение владельца. Ремень довольно недолговечен, но удобен в эксплуатации и дешевле. Трос способен прослужить значительно дольше, но его тяжело укладывать на барабан. Если оборудование будет использоваться нечасто, то, наверное, правильнее обзавестись именно первым вариантом.

Как заключение можно кратко перечислить основные аспекты, касающиеся этого оборудования:

  1. Для эксплуатации в гараже лучше приобретать лебёдки барабанного типа с червячным редуктором. А чтобы применять оборудование в полевых условиях лучше подойдёт рычажная модификация.
  2. Упорный зуб храповика должен обладать достаточной шириной, что предотвращает незапланированное выскальзывание из него фиксатора.
  3. Намоточный барабан лучше выбирать с диаметром более 45 миллиметров.
  4. Качественная рама рычажной лебёдки изготавливается из металла толще трёх миллиметров.
  5. Оборудование будет лучше справляться с поставленными задачами, если его тяговое усилие составит не менее 1 тыс. килограмм.
  6. Оптимальная толщина троса равна шести миллиметрам.
  7. Стоит выбирать механизм с телескопическим рычагом. Как вариант этот элемент может быть оборудован специальным усилителем.

Электрическая

Это самый распространенный тип среди всех используемых. Подобную лебедку автомобильную, фото которой в качестве примера приведено ниже, устанавливают почти на всех внедорожниках, на которых преодолевают бездорожье.

Существует большое разнообразие их видов, отличающихся тяговым усилием и ценой. Наиболее распространенной является электрическая лебедка с горизонтальным расположением мотора. В этом случае в одной плоскости находятся электродвигатель, барабан с тросом и редуктор, чаще всего планетарный. Другим вариантом построения подобного механизма является вариант с вертикальным расположением мотора. Его преимуществом будет высокая скорость намотки, но таким устройствам свойственна высокая цена. Их обычно используют спортсмены.

Типы лебедок

Во время монтажных, строительных или ремонтных работ используется различное оборудование для подъема грузов. Но очень часто приходится не просто поднимать груз вертикально, а перемещать его по горизонтали. В таких случаях на помощь приходят лебедки – механические устройства для вертикального и горизонтального перемещения грузов. Используя это приспособление, можно вытащить машину, застрявшую в грязи, подтянуть станок, пришвартовать судно или, к примеру, передвинуть тяжелые бетонные блоки.

Лебедки бывают ручные и электрические. Каждые типы лебедок имеют свои достоинства и недостатки.

Ручная лебедка рычажного типа используется в быту и при выполнении несложных монтажных работ. Она имеет небольшие габариты и функционирует без жесткого закрепления на поверхности. Ручную рычажную лебедку, благодаря маленьким размерам, легко установить в труднодоступном месте.

Ручная лебедка барабанного типа действует по принципу наматывания троса на барабан. Она состоит из корпуса, зубчатого барабана, двух подшипников и рукоятки. Устройство используется для выполнения простых работ, позволяет поднимать грузы на уровень роста человека и обеспечивает двойное тяговое усилие.

Тонкости работы рычажной лебёдкой

В грузоподъёмных ручных механизмах рычажного типа главным фактором для достижения требуемого значения крутящего момента является наибольшее рабочее усилие на рукоятку. Оно определяется продолжительностью непрерывной эксплуатации рычажной лебёдки. Если рычажная лебёдка эксплуатируется в длительном режиме, то усилие на рукоятке не может превышать 10 кг. При кратковременной работе (5 минут и меньше) такое усилие может составлять 16 кг.

Если ручная рычажная лебёдка оснащена полиспастом, то усилие на рукоятке снижается, но одновременно увеличивается количество оборотов рукоятки, которое необходимо выполнить для перемещения груза на такое же расстояние.

В современных конструкциях данных механизмов проверочное усилие на рукоятку обычно составляет не менее 80 кг, что должно указываться производителем в паспорте на лебёдку.


От усилия на рукоятке зависят и размеры ручной тросовой лебёдки. Основными из них являются:

  1. Плечо (радиус вращения) рукоятки, которое не должно быть меньше 400 мм.
  2. Центр вращения рукоятки должен располагаться на высоте, удобной для работы с рычажной лебёдкой.
  3. Длина управляющей ручки для лебёдок сравнительно небольшой грузоподъёмности (до 2 т) должна быть не менее 300 мм, если механизм большей мощности (4 т и более), то длина рукоятки увеличивается до 350…400 мм. Особо мощные исполнения рычажных лебёдок могут оснащаться удлинёнными до 600 мм рукоятками, в этом случае механизм управляется двумя работающими. Вместе с тем для удобства эксплуатации длину рукоятки более 800 мм не предусматривают.
  4. Средняя рабочая скорость движения руки пользователя на рукоятке не должна превосходить 1 м/с, что соответствует угловой скорости вращения троса на оси в 60 м/мин.

Действующими правилами эксплуатации ручных грузоподъёмных механизмов установлено, что при работе на одной лебёдке двух человек учитывается неодновременность приложения ими рабочего усилия. Нормативный коэффициент неравномерности φ равен 0,8. Таким образом, момент на входном валу может быть рассчитан по зависимости Mвх = P×φ×l×m×n, где Р – усилие, развиваемое пользователем, l – длина рукоятки, m-количество рабочих, n – количество полиспастных блоков.

С учётом того, что практически любая рычажная лебёдка имеет зубчатую передачу или полиспастный блок, выходной крутящий момент будет выше: Мвых = Мвх×i×η, где i – передаточное число блока/передачи, а η – суммарный КПД привода механизма.

Иногда для правильного выбора типоразмера ручной рычажной лебёдки необходимо знать скорость перемещения груза v. Её можно вычислить по зависимости:

v = vp×D/(2×а×i×l), где vp – скорость качательного движения руки работающего, D — диаметр наматываемого троса, а – кратность полиспаста (если данное устройство отсутствует, то а = 1)

Выбираем

Если вы никогда в жизни не пользовались лебедкой, возиться будете долго. Но это лучше, чем бросать увязший автомобиль на произвол судьбы и отправляться в неизвестном направлении на поиски тягача.

Чтобы лебедка освободила машину из плена, нужно зацепить ее за что-то монументальное. Самый банальный вариант — стоящее рядом дерево. Если его нет, поможет… лопата, воткнутая в грунт. Но в этом случае без помощника не обойтись: ему придется удерживать лопату за верхнюю часть черенка, компенсируя усилие троса, который цепляют снизу за тулейку вблизи полотна лопаты. Еще можно возить с собой лом. Забитый в глинистых грунтах, он выдерживает усилие около одной тонны.

Приобретая лебедку, купите заодно и стальной трос. Он точно понадобится, потому что рабочий ход у большинства лебедок заведомо маленький. Использовать для этих целей буксирную стропу не получится — она вытягивается, тем самым «съедая» рабочий ход лебедки. Кусок стропы пригодится разве что в случае, если цепляетесь за дерево: стальной трос его точно повредит.

Стальной трос выбирайте с нитяной сердцевиной: такие изделия обладают лучшей гибкостью. Оптимальный диаметр — 8 мм.

Металлические ручки лебедок должны быть изготовлены из полосы толщиной не менее 3 мм. Более тонкая ручка на наших глазах фактически сложилась пополам. Диаметр троса лебедки должен быть не менее 5 мм, более тонкий у нас на испытаниях быстро лопнул.

Ручные лебедки бывают двух типов. Рычажные предпочтительнее на бездорожье из-за более удобного крепления. Барабанные лебедки в первую очередь предназначены для подъема грузов, и чтобы приспособить их для буксировки, придется устанавливать на нее дополнительно крюк или проушину для крепления.

Однако их отличает солидная длина троса на барабане — от пяти метров.

У большинства лебедок есть режим полиспаста. Это устройство, состоящее из одного или нескольких блоков, позволяющих выигрывать в усилии, при этом проигрывая в расстоянии.

Если автомобиль крепко увяз, используем полиспаст. Если требуется тянуть издалека, но с небольшим усилием, трос цепляем напрямую. Тяните автомобиль по возможности вдоль оси проушины — она очень не любит боковых нагрузок.

По каким параметрам выбирать лебедку для автомобиля

Итак, лебедка лебедке рознь. Помимо разной конструкции и качества сборки, устройства обладают разной мощностью. Рассмотрим, по каким параметрам следует подбирать новую лебедку.

Ключевой параметр – тяговая сила. В большинстве модификаций этот показатель определяется фунтами (в одном фунте 0.45кг.). Тяга лебедки составляет несколько тысяч фунтов, и во многих моделях указывается в виде маркировки, например, 4.7, что означает способность потянуть вес в 4700 фунтов или 2115 килограмм (4700*0,45).

Второй параметр – габариты лебедки. Естественно, когда машина села в луже, каждому хочется, чтобы лебедка была способна преодолеть максимальную нагрузку. Но чем мощнее устройство, тем больше у него мотор и массивней конструкция. Мало того, что такая конструкция занимает много места, она еще имеет и приличный вес. Не каждый автомобилист готов постоянно возить с собой дополнительные 50 килограмм.

Чтобы определиться с тем, какой мощности должна быть автолебедка, нужно сделать следующие расчеты. Минимальный номинал тягового усилия должен в полтора раза превышать массу автомобиля (в идеале – в 2.5 раза). Но при этом нужно учитывать максимальный вес авто (включая вес пассажиров и груза, чтобы не пришлось разгружать застрявшую машину). Если есть сомнения в том, подойдет ли мощность буксира для авто, лучше подобрать вариант с запасом.

В-третьих, выбирать новый буксир нужно также и по типу троса. Все устройства работают в основном на двух типах канатов:

  1. Стальной. Это самый распространенный тип троса, так как его основное достоинство в большей прочности, долговечности и устойчивости к механическим повреждениям. При этом у стального троса имеется существенный недостаток. Он подвержен воздействию коррозии, из-за чего со временем его жилы лопаются. Когда под усилием трос разрывается, он может нанести много повреждений, в том числе и автомобилю. Если лебедка установлена на постоянной основе, то на переднюю ось будет оказываться большая нагрузка из-за увеличенного веса (стальной трос имеет внушительную массу – в большинстве случаев не менее 40 килограмм), что в значительной степени сократит рабочий ресурс подвески. Несмотря на эти недостатки, если машина часто эксплуатируется в местности с песчаным и каменистым бездорожьем, то стальной трос – наилучший вариант для лебедки. Причина в том, что этот материал устойчив к абразивному воздействию, и он не перетирается о камни во время буксировки авто. Важное условие во время использования такой лебедки – плотные перчатки. Лопнувшую жилу троса не так легко заметить, но из-за отсутствия защиты водитель может получить серьезную травму рук, особенно при ручной размотке троса.
  2. Капроновый. Достоинство такого каната в его гибкости и меньшем весе (на переднюю ось будет меньше нагрузки). Наличие синтетического каната в большинстве случаев добавляет веса на фронтальную часть до 30 килограмм. Также риск получить травму во время работы с тросом минимальный. Если говорить о недостатках, то синтетические волокна сильнее растягиваются при усилиях, а во время использования в песчаной и каменистой местности он быстро перетрется или порвется. Также синтетический материал сильно подвержен агрессивному воздействию разных химикатов, которыми посыпаются дороги, быстро портится при постоянном воздействии ультрафиолетового излучения (особенно если механизм, установленный на постоянной основе) и даже дождевой воды. После использования важно просушить трос, чтобы он не портился, когда будет смотан на барабане.

Четвертый параметр, по которому необходимо ориентироваться, это способ крепления устройства. Как уже было сказано, лебедки бывают скрытыми, навесными и переносными. В каждом отдельном автомобиле можно использовать определенную модификацию, например, в некоторых моделях автомобилей нет возможности спрятать буксир за бампером или кузовной панелью.

Если лебедка будет установлена на бампер на постоянной основе, то в большинство видов заводских бамперов нужно будет вносить некоторые изменения также и в конструкцию силовой части кузова автомобиля. Чаще всего автомобилисту приходится пользоваться услугами сварщика.

Пятое. Несмотря на недостатки капронового троса, большинство специалистов рекомендует использовать именно его. Чтобы он не соскакивал с барабана при полном разматывании, в лебедке устанавливается специальная скоба, через которую пропускается буксир и затем затягивается петлей вокруг вала.

Если опыта в монтаже лебедки на автомобиль нет, лучше устанавливать ее под наблюдением специалиста или воспользоваться услугами СТО. При неправильной установке механизм может либо сорваться с крепления, либо оторвать от машины силовую часть. Подобные повреждения невозможно исправить в условиях бездорожья, а если зацепить трос за несущую часть машины, можно нанести ей непоправимый вред.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]