Ошибки при регулировке рулевого колеса в автомобиле


Как настроить чувствительность авторуля

Приобретая в свое распоряжение автомобиль, практически каждый автовладелец испытывает непреодолимое (и вполне обоснованное) желание произвести регулировку некоторых систем, что называется «под себя». И далеко не последней в данном перечне стоит регулировка чувствительности рулевого колеса. Это вполне логично, так «чувствительный» руль – это не только комфортная езда, но и соответствующая степень безопасности дорожного движения (далее по тексту БДД).
Итак, данная статья предназначена ответить на вопрос: «Как настроить чувствительность руля?».

Предлагаем вниманию читателя небольшой аналог руководства к действию по решению этой проблемы:

  • Четкое уяснение целей и задач настройки чувствительности.
  • Составление перечня эксплуатационных характеристик, получение которых желательно для вас в итоге (реакция на резкое вращение, размер люфта и т.п.).
  • Выполните тест-поездку с представителем автосервиса, обладающим необходимым уровнем квалификации для выполнения данного вида настройки.

Типология основных систем

Конструкция системы Лобделла

основана на храповом механизме, регулировка руля по вылету осуществляется без перемещения самой рулевой колонки. Однако эта американская разработка позволяет фиксировать рулевое колесо лишь в 7 положениях, вдобавок угол наклона изменить нельзя. Такая система ввиду ее архаичности встречается на совсем уж возрастных иномарках.

Телескопический руль

дает возможность перемещать «баранку» вверх-вниз на расстояние до 7,6 см. Конечно, диапазон небольшой, зато предусмотрена большая точность настройки, в отличие от системы Лобделла. Такая методика регулировки пока еще встречается на автомобилях, особенно на некоторых моделях концерна Хонда.

Регулируемая рулевая колонка

сейчас есть даже в базовых комплектациях легковых машин. Редкое исключение из этого правила составляет российский автопром: например, на Ладе Гранта даже новых версий регулировка руля по высоте отсутствует, можно лишь изменить угол наклона. Зато во многих моделях Ford эта опция есть. Причем такие автомобили часто оснащаются механическими замками и электродвигателями, что позволяет системе запоминать заданные водителем настройки.

[custom_ads_shortcode2]

Разновидности

Lada Priora hatchback Logbook Ремонт рулевой рейки
Существует два вида – это классическая колонка и интегрированная. Полуинтегрированная рулевая колонка относится ко второму виду. Неинтегрированная же представляет собой классический вал с вынесенными узлами и имеет посадочный диаметр 33.9 мм. Интегрированная колонка обладает большим диаметром из-за того, что все подшипники находятся внутри трубы.

Существует еще две разновидности крепления рулевых систем управления транспортом – это резьбовое крепление и безрезьбовое. Самое распространенное крепление считается резьбовым, реже используется безрезьбовое. Такие соединения используются на велосипедах чаще всего.

Конструкция и принцип действия рулевой системы

Назначение рулевой системы – управление поворотом колес, именно от нее зависит направление движения ТС. Основные ее элементы:

  • привод (система тяг, соединенных шарнирами);
  • рулевой механизм (механический редуктор);
  • дополнительный усилитель (используется в грузовиках и ряде новых моделей легковых автомобилей).

Рулевое управление автомобиля – сложная многокомпонентная система

Рулевой механизм преобразует вращательные движения, которые совершает водитель, в поступательные движения привода, передающего энергию этих движений колесам. При этом водителю не нужно особо напрягаться, вращая руль, поскольку его легкое воздействие многократно усиливается системой. Исправная система рулевого управления позволяет точно контролировать направление движения и при необходимости быстро его менять, а вот ее неисправности чреваты утратой контроля.

В современных моделях автомобилей в основном используется система рулевого управления реечного типа. Рулевое колесо через вал колонки соединяется с неподвижной шестерней, а та – с подвижной зубчатой рейкой, которая является элементом тяги (рулевой трапеции). Реечная система проще и надежнее, поскольку в ней меньше промежуточных звеньев, реже используется червячная передача.

Конструкторы системы рулевого управления стараются найти компромисс между удобством и безопасностью. С одной стороны, для управления колесами должно быть достаточно одного оборота руля, с другой – излишняя отзывчивость колес на движения руля в некоторых ситуациях может быть опасна. Поэтому часто используются рейки с переменным шагом зубьев, от которого зависит передаточное отношение. По краям они расположены реже, в центре – чаще.

Дополнительный усилитель делает конструкцию системы более сложной и совершенной. Он гасит толчки и вибрации, повышая комфортность поездки, и облегчает управление, помогая водителю выбрать оптимальное положение руля. Усилители рулевого управления бывают электромеханическими и гидравлическими (ГУР). Последний вариант, состоящий из насоса, бачка, исполнительного механизма и контрольного клапана, более прихотлив в обслуживании, но именно он устанавливается на большинстве моделей.

Как собрать рулевую колонку велосипеда

Ремонт рулевой рейки своими руками

Чтобы рулевая колонка была собрана правильно, а детали не деформировались, пользоваться нужно только профессиональными инструментами. Для установки безрезьбовой рулевой колонки велосипеда:

  • Для начала нужно подготовить инструменты, которые могут понадобиться вам в процессе работы;
  • Чашки устанавливаются на предварительно смазанные места. Одна сверху другая снизу. Чашки запрессовывают стакан. Если под рукой нет необходимого инструмента, для этой цели подойдет молоток. Только работать с ним нужно аккуратно чтобы не повредить детали;
  • Надеть на вилку коронку и запрессовать коронку по кругу;
  • установить подшипник на коронку;
  • надеть стакан на вилку и установить верхний подшипник;
  • установить компрессионное кольцо;
  • установить вынос руля;
  • установить руль

Средние цены на ремонт РК

Однако не все неисправности рулевой колонки можно ликвидировать своими силами, поэтому необходимо знать расценки на некоторые виды ремонтных работ в автосервисах, чтобы ориентироваться в случае такой надобности.

Конечная стоимость ремонтных работ будет зависеть от вида поломки, а также марки модели автомобиля, что вполне естественно. В среднем же стоимость (без учета цены заменяемых деталей) некоторых работ в автосервисах России и стран СНГ такова:

  • замена рулевой колонки – от 1 500 рублей;
  • регулировка рулевой колонки – от 1 000 рублей;
  • диагностика работы рулевой колонки – от 500 рублей;
  • замена тяги – от 500 рублей;
  • замена наконечников – от 300 рублей.
  • замена рычага – от 700 рублей.

Стандарты вилок

Для чего служит червячная передача. Червячный рулевой механизм. Устройство рулевого управления

Велосипедные вилки имеют следующие стандарты с посадочными размерами. Велосипедная амортизационная вилка представляет из себя деталь сложного строения.

Основная функция велосипедной вилки — функция удерживания переднего колеса, благодаря рулевой колонке и вилке осуществляется поворот с помощью руля, что позволяет корректировать направление движения передвигающегося велосипеда.

Основные детали велосипедной вилки: ноги, штаны, дропауты, «горилла» (рис. 2).

Различают следующие виды вилок:

Чем сложнее , тем больше она требует ухода за собой. Более сложные модели такие как эластомерная и пружинно-масляная вилка требуют специального технологического профессионального ухода. Если возникает необходимость ремонта, лучше обратиться в велосипедную мастерскую.

Люфт — рулевое управление

Люфт рулевого управления проверяется при помощи прибора модели К-402.  

Выявляют люфт рулевого управления, люфт в шарнирах рулевых тяг, шкворневых соединениях поворотных цапф, углы установки и балансировку передних колес.  

Величина люфта рулевого управления превышает норму, установленную заводом-изготовителем, затруднено вращение рулевого колеса, повреждены, незакреплены или незашплинтованы детали рулевого управления, неисправен гидроусилитель.  

Регулировка колесных тормозов, имеющих пневматический привод.| L Регулировка стояночного трансмиссионного.  

Как пргнерякл люфт рулевого управления.  

Какими приборами определяют люфт рулевого управления.  

Перед каждым выездом на работу требуется проверять величину люфта рулевого управления. Свободный ход ( люфт) руля допустим не более 25 градусов.  

При первом т етк ническом обслуживании: проверить действие оттяжной пружины и при необходимости отрегулировать свободный ход педали сцепления; проверить крепление коробки передач, промежуточной опоры карданного вала, редуктора, фланцев полуосей и крышек колесных передач, проверить люфт карданных шарниров и шлицевых соединений карданной передачи, закрепить фланцы карданных шарниров; проверить состояние и герметичность трубопроводов и приборов привода тормозов, герметичность системы усилителя рулевого управления; при необходимости устранить утечку воздуха или тормозной жидкости; проверить крепление и шплинтовку гаек рулевой сошки, пальцев, рычагов поворотных цапф, состояние стопорных шайб гаек шкворней, крепление рулевого колеса, люфт рулевого управления; проверить работу компрессора и создаваемое им давление; проверить шплинтовку пальцев штоков тормозных камер, величину свободного и рабочего хода педали тормоза; проверить действие стояночного тормоза, тормозного крана пневматического привода тормозов; проверить эффективность действия тормозов; при необходимости отрегулировать их; проверить осмотром состояние рамы, узлов и деталей подвески и буксирного прибора, при необходимости закрепить стремянки, пальцы рессор и колеса; проверить состояние шин, довести давление воздуха в них до нормы, удалить посторонние предметы, застрявшие в протекторе.  

Проверку люфта рулевого управления выполняют люфтомером.  

Причиной усиленного износа шин передних колес является нарушение сходимости или углов установки передних колес. Ослабление крепления стремянок увеличивает люфт рулевого управления и может вызвать перекос моста. Износ рессорных пальцев и втулок вызывает увеличение люфта рулевого управления и может привести к поломке куренного листа рессоры.  

Это перемещение соответствует значению люфта рулевого колеса в градусах. У автомобилей, в конструкцию рулевого механизма которых встроен гидроусилитель ( например, КамАЗ — 5320, ЗИЛ-130 и их модификации), значения люфта рулевого управления определяют только при работающем на малых оборотах двигателе. Повышенный люфт рулевого колеса устраняют по потребности при TO-L — 2 регулировкой зацепления рабочей пары ( например, червяк-ролик или червяк-сектор), а также регулировкой подшипников червяка.  

Причиной усиленного износа шин передних колес является нарушение сходимости или углов установки передних колес. Ослабление крепления стремянок увеличивает люфт рулевого управления и может вызвать перекос моста. Износ рессорных пальцев и втулок вызывает увеличение люфта рулевого управления и может привести к поломке куренного листа рессоры.  

Допустимый статический дисбаланс шин легковых автомобилей по ГОСТ 4754 — 80.  

Диагностика рулевого управления сводится к прослушиванию стуков при повороте рулевого колеса, замеру величины свободного хода и усилию, затрачиваемому для поворота рулевого колеса. Для определения суммарного люфта рулевого управления передние колеса устанавливают в положение для движения по прямой, закрепляют на ободе рулевого колеса динамометр со шкалой, а на рулевой колонке — стрелку прибора. Прикладывая к прибору ( ободу рулевого колеса) в обе стороны усилие 7 35 Н, определяют люфт рулевого управления, т.е. нерабочий ход рулевого колеса.  

Нормативные требования к рулевому управлению

Требования к элементам рулевого управления транспортных средств регламентируются Правилами ЕЭК ООН № 79.

Суммарный люфт в рулевом управлении в регламентированных условиях испытаний не должен превышать предельных значений, установленных изготовителем в эксплуатационной документации, а при отсутствии таких данных он не должен превышать 10° для легковых автомобилей и созданных на их базе агрегатов грузовых автомобилей и автобусов; 20° для автобусов; 25° для грузовых автомобилей.

Суммарный люфт в рулевом управлении — это угол поворота рулевого колеса от положения, соответствующего началу поворота управляемых колес в одну сторону, до положения, соответствующего началу их поворота в сторону, противоположную положению, примерно соответствующему прямолинейному движению транспортного средства.

Начало поворота управляемого колеса — это угол поворота управляемого колеса на 0,06 ± 0,01°, измеряемый от положения прямолинейного движения.

При проверке суммарного люфта необходимо выдерживать следующие условия испытаний:

  • шины управляемых колес должны быть чистыми и сухими;
  • управляемые колеса должны находиться в нейтральном положении на сухой ровной горизонтальной асфальтоили цементнобетонной поверхности;
  • испытания автомобилей, оборудованных усилителем рулевого привода, проводятся при работающем двигателе.

Значение суммарного люфта в рулевом управлении определяют по углу поворота рулевого колеса между двумя зафиксированными положениями в результате двух или более измерений.

Натяжение ремня привода насоса усилителя рулевого управления и уровень рабочей жидкости в бачке должны соответствовать требованиям, установленным изготовителем ТС в эксплуатационной документации.

При органолептической проверке рулевого управления проверяется выполнение следующих нормативных требований:

  • вращение рулевого колеса должно происходить без рывков и заеданий во всем диапазоне угла его поворота, неработоспособность усилителя рулевого управления (при его наличии на ТС) не допускается;
  • самопроизвольный поворот рулевого колеса от нейтрального положения при неподвижном состоянии ТС с усилителем рулевого управления и работающем двигателе не допускается;
  • максимальный поворот рулевого колеса должен ограничиваться только устройствами, предусмотренными конструкцией ТС;
  • не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов рулевого управления относительно друг друга или опорной поверхности не допускаются;
  • резьбовые соединения должны быть затянуты и зафиксированы способом, предусмотренным изготовителем ТС;
  • применение в рулевом механизме и рулевом приводе деталей со следами остаточной деформации, трещинами и другими дефектами не допускается.

Повреждение и отсутствие деталей крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма, а также не предусмотренное изготовителем ТС в эксплуатационной документации повышение подвижности деталей рулевого привода относительно друг друга или кузова (рамы) не допускаются.

Не допускается подвижность рулевой колонки в плоскостях, проходящих через ее ось. Рулевая колонка должна надежно соединяться с сопрягаемыми деталями и не иметь повреждений. Устройство фиксации положения рулевой колонки с регулируемым положением рулевого колеса, а также устройство, предотвращающее несанкционированное использование ТС, должны быть в рабочем состоянии.

Типы рулевых стаканов велосипеда

Среди рулевых стаканов выделают три их вида.

Стандартный

Это же резьбовые, о которых мы говорили ранее. Данный тип использовался в советском вело-строении и до сих пор многими производителями мира используется в так называемых прогулочных и дорожных моделях в силу отсутствия сильных напряжений на стакан.

Так или иначе, сравнивая надёжность этого типа с другими — она уступает нехило.

Полуинтегрированный безрезьбовой стакан

Данный тип обозначается как (ZS) — Zerostack, в переводе «нулевой подъём». Решение данного вида предполагается: по внутренному диаметру двух чашек запрессоывается во внутрь, при этом из выступающих частей снаружи вылезают либо резиновый пыльник, либо внешние кольца чашек.

Конструкция повторяет идею обычной безрезьбовой колонки, с единственным отличием — размером подшипников и их расположением внутри стакана.

Данное решение для велосипедов часто используется в узком направлении производства профессиональных моделей в силу своей дороговизны.

Можно выделить следующие преимущества:

  • В силу того, что отсутствуют выступающие части в данном элементе, руль возможно максимально низко прижать к раме.
  • Из-за буквального нахождения руля у рамы данные модели велосипедов оптимальны для некоторых велосипедных дисциплин.
  • Также в силу прижатия к раме повышается и прочность данного элемента.
  • Расположение руля максимально низко к раме также благоприятно сказывается на аэродинамическую посадку водителя велосипеда.

Интегрированный безрезьбовой стакан

Обозначение данного типа — (IS), то есть Integrated. Во многом данная разновидность элемента схожа с полуинтегрированным, но выступает уже полностью профессиональным видом. Полное слияние со стаканом велосипеда обеспечивается за счёт вставки рулевой колонки в стакан.

Реализация немного отличается от предыдущего типа — если в нём прессовались чашки, то в интегрированном запрессовываются уже сами подшипники в заранее подготовленные проточные посадочные канавки, при этом используются подшипники исключительно промышленные.

Промышленные (закрытого типа) подшипники применяются в связи с их надёжностью, т.к. иные варианты быстро выводят из строя стакан рамы. И в промах есть интересный момент — используются варианты только со скошенной нижней гранью под градусами 45-45 или 36-36, реже 36-45.

Неоспоримым достоинством данного решение остаётся привлекающая внешне система без выступающих за кромки стакана различных элементов, а также её скрытость от глаз, позволяющая произвольно регулировать высоту выноса.

Также неоспоримость вызывает тот факт, что в силу практической закрытости от пыли и прочей грязи, подшипники дольше сохраняют свои эксплуатационные качества.

Одним из серьёзных минусов данной конструкции — в случае поломки со временем или по другим причинам, она ведёт за собой поломку и посадочного места в стакане рамы. Часто ремонт подобного — чересчур дорогое удовольствие.

Садимся по рулю

Основное правило — не надо лежать на спинке, будто в шезлонге. Постарайтесь держать спину максимально вертикально — так и нагрузка на позвоночник меньше, и рулить удобнее. Но вертикально не следует понимать буквально — поднимайте спинку пока не почувствуете первых признаков физического дискомфорта, а потом немного откатите настройку назад. Теперь положите руки на руль классическим хватом 3 и 9 часов (используйте его при езде) — они должны быть полусогнуты в локтях.

Держите спину максимально вертикально. Если представить, что руль — это циферблат часов, то левая рука должна быть в положении 9 часов, а правая — 3 часов. Локти при этом должны быть полусогнуты.

Если руки вытянуты, то это неправильно — вы не сможете вращать руль на большие углы без перехвата, а значит контроль автомобиля недостаточный. Отрегулируйте руль, вытянув его на себя (фиксатор находится слева на рулевой колонке). Если регулировки по вылету нет, то иногда помогает чуть опустить руль вниз — настройка по высоте есть на любом автомобиле. Наконец, если при установленной вертикально спинке настроек руля всё равно недостаточно (такое бывает), то придвиньте подушку сиденья ещё чуть ближе к педалям.

Вытянутые руки — типичная ошибка посадки за рулем. Придвиньте в этом случае подушку кресла чуть вперед.

Для проверки посадки по рулю есть два приёма. Во-первых, запястье вытянутой руки должно ложиться на обод руля в районе отметки 0/12 часов. А во-вторых, можно попробовать приём от именитого «кольцевика», «короля дрифта» и журналиста Кеиити Цутии: возьмите обод руля за 2 и 10 часов, но не прямыми руками, а крест-накрест. При правильной посадке руки в этот момент не должны быть полностью вытянуты, а запястья будут находиться примерно на высоте плеч.

Проверка посадки за рулем — запястье вытянутой руки должно ложиться на обод руля на отметке 12 часов, локоть при этом должен быть слегка полусогнут, а спина — плотно прижата к спинке кресла. Метод проверки от Кеиити Цуитии: взять руль полусогнутыми руками крест-накрест в районе 2 и 10 часов. Запястья должны находиться на высоте плеч.

[custom_ads_shortcode2]

Рулевые колонки и валы

В общем случае передача вращения от рулевого колеса на рулевой механизм осуществляется валом, который размещается внутри специального кожуха, называемого колонкой. На грузовых автомобилях (рис. 1) рулевая колонка 3, установленная внутри кабины водителя, крепится средней частью к внутренней панели и переднему щитку кабины. На рулевой колонке может устанавливаться токосъемник звукового сигнала и переключатель указателя поворота. Вал 8 установлен в колонке 3 на подшипниках 7, а рулевое колесо 4 соединяется с валом шпонкой или шлицами и крепится при помощи гайки. Нижний конец вала имеет канавку для крепления вилки карданной передачи. В центре рулевого колеса расположено контактное устройство кнопки звукового сигнала.

Рулевой вал и винт рулевого механизма не всегда сосны из-за компоновки автомобиля и необходимости правильной установки рулевого колеса. Кроме того, укол между валом и винтом может меняться, так как кабина, устанавливаемая на упругих опорах, имеет возможность небольшого перемещения относительно рамы. Поэтому вал соединяется с винтом через карданную передачу 2. На некоторых автомобилях с размещением кабины над двигателем карданная передача между рулевой колонкой и рулевым механизмом позволяет поднимать кабину для обеспечения доступа к двигателю и его системам. Карданная передача рулевого механизма имеет два шарнира неравных угловых скоростей, которые по своей конструкции аналогичны применяемым в трансмиссии автомобиля.

В случае размещения кабины над двигателем рулевая колонка располагается почти вертикально и для передачи вращения под большим углом на винт в рулевом механизме применяется угловой редуктор 6 (рис. 1,в) с передаточным числом, равным единице. Вал 12 с ведущим зубчатым колесом 10 установлен в корпусе на шариковых подшипниках 13, закрепленных гайкой со стопорной шайбой. Ведомое зубчатое колесо 15 соединено с винтом шлицами, что обеспечивает возможность перемещения винта относительно зубчатого колеса в продольном направлении.

***

На легковых автомобилях (рис. 2,а) рулевая колонка включает в себя вал 1, размещенный в трубе, которая крепится к передней панели. Соединение рулевого вала с валом рулевого механизма осуществляется чаще всего через упругую муфту. Вал вращается на подшипнике 3, на верхнем конце вала на шлицах устанавливается рулевое колесо. На современных автомобилях рулевая колонка может иметь несколько положений регулировки по вертикали и в продольном направлении для обеспечения удобства управления, что усложняет ее конструкцию.

Рулевые колонки могут становиться причиной серьезных травм водителя при авариях. Для уменьшения опасности воздействия рулевой колонки на водителя используют рулевое колесо, которое способно деформироваться при ударе, поглощая часть энергии удара. Вал рулевого колеса при аварии должен изгибаться или расщепляться, не перемещаясь внутрь салона более, чем на 127 мм. Это осуществляется установкой травмобезопасных рулевых колонок, являющихся элементами пассивной безопасности автомобиля.

На автомобиле ВАЗ-2121 вал складывается, так как имеет карданную передачу, а энергия удара при аварии поглощается кронштейном крепления рулевой колонки особой конструкции.

На автомобиле ГАЗ-3102 энергопоглощающим элементом является резиновая муфта, устанавливаемая между двумя частями рулевого вала.

Поглощать энергию удара при столкновении может и деформируемый рулевой вал 4, устанавливаемый на зарубежных автомобилях (рис. 2,б). Такой вал представляет собой перфорированную трубу, которая может значительно укорачиваться при силовом воздействии на нее в осевом направлении.

Рулевой вал может также состоять из двух частей и соединяться несколькими продольными пластинами, которые будут при ударе изгибаться, поглощая энергию.

***

Учебные дисциплины
  • Инженерная графика
  • МДК.01.01. «Устройство автомобилей»
  • Общее устройство автомобиля
  • Автомобильный двигатель
  • Трансмиссия автомобиля
  • Рулевое управление
  • Тормозная система
  • Подвеска
  • Колеса
  • Кузов
  • Электрооборудование автомобиля
  • Основы теории автомобиля
  • Основы технической диагностики
  • Основы гидравлики и теплотехники
  • Метрология и стандартизация
  • Сельскохозяйственные машины
  • Основы агрономии
  • Перевозка опасных грузов
  • Материаловедение
  • Менеджмент
  • Техническая механика
  • Советы дипломнику
Олимпиады и тесты
  • «Инженерная графика»
  • «Техническая механика»
  • «Двигатель и его системы»
  • «Шасси автомобиля»
  • «Электрооборудование автомобиля»

Червячный привод

Здесь в конструкции выделяется глобоидальный червяк. Он соединяется с рулевым валом. Также конструкция включает в себя специальный ролик. На этом ролике установлена сошка, находящаяся не в корпусе системы. Сошка двигает рулевые тяги.

Когда водитель вращает рулевое колесо, работает и червяк, а по нему работает ролик. Последним изменяются положения сошки и тяг на колеса.

Этот привод часто встречается в классических моделях советского автопрома. Но, такая конструкция иногда встречается и на внедорожниках, и на грузовиках. В грузовых авто он работает просто идеально. Так устроен рулевой механизм УАЗа, автомобилей типа «Классика» и на многих других моделях и марках отечественного автопрома.

Как настроить руль и педали

  1. Настройка руля на моделях «ВАЗ» с задним приводом

Модели «Жигулей» старших выпусков, а их большинство в любительском автопарке нашей страны, обладают не только задним приводом, но и некоторыми конструктивными особенностями. Например, в них отсутствует настройка руля по высоте. Несколько «смягчает» ситуацию регулируемый червячный редуктор. Он позволяет уменьшить размер люфта рулевого колеса. Выполняется данная процедура двумя людьми – водителем, вращающим рулевое колесо, и помощником, закручивающим регулировочный болт.

Криво установленный руль (относительно положения шлицов рулевой колонки) регулируют, как правило, во время выполнения установки «развала-схождения» колес. Однако можно ее выполнить и самостоятельно, правда, идеальной точности добиться удастся вряд ли.

Ниже приведена краткая инструкция разборки рулевого колеса, предваряющая регулировочный процесс положения руля на рулевой колонке.

Снятие рулевого колеса состоит из следующих мероприятий:

  • Отсоединяем «-» клемму аккумулятора.
  • Выставляем колеса автомобиля в положение, соответствующее езде по прямой.
  • Если рулевое колесо имеет две спицы:

— снимаем центральную накладку;

— демонтируем панель звукового сигнала, отжимая фиксирующие защелки.

Если рулевое колесо имеет три спицы:

— отсоединяем хомут, вставив отвертку в углубление на нижней спице.

Если рулевое колесо имеет четыре спицы:

— отворачиваем винты крепления, расположенные в основании ступицы;

— снимаем накладку.

  • Отсоединяем контакты проводов звукового сигнала.
  • Выкручиваем винт кронштейна фиксации провода (не на всех моделях).
  • Обозначаем расположение колеса относительно вала.
  • Отворачиваем фиксирующую гайку.
  • Снимаем рулевое колесо со шлицов вала рулевой колонки. Выполняется посредством съемника.

Установка руля производится в обратном порядке после смазки контактного кольца звукового сигнала и элементов автоматического отключателя указателя поворотов.

2.2 Процедура настройки рулевого колеса на переднеприводных «ВАЗах»

Начиная с десятой модели «Жигулей» тольяттинскими разработчиками была реализована возможность регулировки рулевого колеса по высоте, минуя процесс демонтажа конструктивных элементов. Для этого в средней части рулевой колонки установлен специальный рычаг (поз.9), при оттягивании которого появляется возможность оптимизации положения руля по высоте. Возвращение рычага на место обеспечивает надежную фиксацию всей рулевой колонки.

Возможность применения этой функцией обусловлена применением на таких моделях рулевого управления в специальном «травмобезопасном» исполнении. Рулевой вал, конструктивно состоящий из нескольких составных частей, в случае лобового столкновения складывается, помогая водителю избежать серьезных травм.

2.3 Регулировка педали сцепления

Данная настройка позволяет оптимизировать величину рабочего хода педали сцепления с механическим приводом. Осуществляется она посредством выполнения следующих мероприятий:

  • Находим в подкапотном пространстве окончание троса, ведущего от педали сцепления. Отпускаем контргайку на регулировочном болте данного троса.
  • Путем вращений регулировочной гайки устанавливаем величину рабочего хода педали сцепления. Она должна располагаться в диапазоне 120-130 миллиметров.
  • Корректировка длины выполняется посредством вращения регулировочной гайки на наконечник: закручивание – увеличение, откручивание – уменьшение.
  • Троекратно выжимаем сцепление и повторно замеряем величину рабочего хода педали.
  • Повторяем операции до момента достижения необходимого результата.

Регулировку педали сцепления гидравлического типа производим следующим образом:

  • Демонтируем пружину, расположенную на кронштейне рабочего цилиндра и вилки.
  • Посредством вращения регулировочной гайки добиваемся, чтобы расстояние от выжимной вилки до штока толкателя составляло 5,0 миллиметров.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что в статье приведены мини-инструкции для производства регулировочных работ на классических «ВАЗовских» моделях базовой комплектации. Поэтому, используя их (инструкции) применительно к вашему автомобилю, уточняйте технические и эксплуатационные параметры, выставленные производителем.

Как осуществить ремонт рулевой колонки?

Шлицевые соединения восстановлению не подлежат, и в этом случае необходима замена всей колонки. Для этого следует знать, как снять рулевую колонку. Делается это довольно просто. Прежде всего, необходимо отключить аккумуляторную батарею. Затем снимается непосредственно баранка авто и кожух рулевой колонки. Следующими демонтируются замок зажигания, а также переключатель, отвечающий за управление данной системой.

После того, как все элементы сняты, нужно открутить болты, крепящие кронштейн, некоторые из них демонтировать стандартным способом практически невозможно, поэтому их стоит высверлить. Дальше откручивается болт, соединяющий управляющий механизм и шлицевое соединение. И в последнюю очередь снимается вал рулевой колонки, предварительно демонтируйте его нижнее уплотнение. Устанавливается же новая колонка строго в обратном порядке, поэтому лучше складывать все снятые детали последовательно, дабы не возникла путаница.

В некоторых случаях необходима замена подшипника рулевой колонки. Для этого по вышеописанной схеме снимается кронштейн в сборе с валом и устанавливается в тиски, далее, выбив вал из кронштейна, вытаскиваем и сам подшипник. Затем, вставив обратно вал, необходимо выбить с помощью молотка и второй подшипник рулевой колонки. Новые подшипники устанавливаются узкими фланцами наружу и запрессовываются при помощи оправки до упора. Фиксируется вал, а далее запрессовывается и второй подшипник. Если в негодность пришла крестовина рулевой колонки, то замене подлежит вся деталь целиком.

Регулировка — рулевой механизм

Одновременно со сборкой и регулировкой рулевого механизма собирают и проверяют на специальном стенде насос гидроусилителя.  

Ниже приведено описание порядка проведения регулировки рулевого механизма автомобилей.  

На автомобилях МАЗ-200 в рулевом управлении проводят регулировки рулевого механизма и рулевого привода.  

Люфтомер рулевого колеса.  

Проверка и регулировка подшипников, а также все другие регулировки рулевого механизма производятся при поднятой передней части автомобиля или при снятом механизме.  

При проверке зазоров в элементах рулевого управления и регулировке рулевого механизма передние колеса автомобиля должны быть вывешены. При регулировке рулевого механизма продольную рулевую штангу отсоединяют от сошки, а в некоторых случаях снимают руль с автомобиля.  

На автомобилях КрАЗ — 214 и рулевом управлении проводят регулировки рулевого механизма, рулевого привода и усилителя руля.  

Рулевой механизм автомобиля МАЗ-205.  

Если люфт в соединениях рулевого привода отсутствует, производят регулировку рулевого механизма.  

В табл. 198 приводятся сводные данные о величинах усилий для коворачивания рулевого вала при регулировке рулевого механизма.  

Поэтому для обеспечения легкости управления и безопасности движения необходимо ежедневно проверять состояние креплений и периодически производить регулировку рулевого механизма.  

Рулевой привод.  

Увеличение свободного хода рулевого колеса может быть вызвано ослаблением крепления или износом шаровых соединений рулевых тяг, ослаблением крепления картера рулевого механизма и рулевой сошки, износом ролика и червяка, подшипников червяка и ролика, нарушением регулировки рулевого механизма. Свободный ход рулевого колеса должен быть не более 10 — 15 мм ( 3 — 5) на автомобиле Москвич-412, 12 — 13 мм ( 5) — на автомобиле ВАЗ-2101 при измерении его по ободу рулевого колеса. Для проверки передние колеса ставят в среднее положение, соответствующее движению автомобиля по прямой; поворачивают рулевое колесо влево до упора, но не нарушая положения передних колес. Замечают положение рулевого колеса по какой-либо точке на щитке приборов и поворачивают рулевое колесо вправо, также не нарушая положения колес, и измеряют пройденное расстояние спицей по ободу колеса.  

По силовой передаче, ходовой части, тормозам и рулевому управлению: проверка состояния тормозных накладок и барабанов, регулировка зазоров между барабанами и колодками, проверка работы механизмов пневматического и гидравлического приводов к тормозам; промывка воздушного фильтра-маслоотделителя; проверка работы тормозов, регулировки рулевого механизма и его состояния; проверка углов схождендя и развала передних колес; проверка и при надобности регулировка сцепления; проверка коробки передач, карданной и главной передач.  

Помимо перечисленных работ, входящих в постоянный объем ТО-2, одновременно могут быть выполнены по потребности и другие работы: подтяжка коренных и шатунных подшипников, притирка клапанов со шлифовкой рабочей фаски клапана и фрезеровкой клапанных седел, смена поршневых колец и вкладышей, очистка от нагара головки блока и выпускного трубопровода; разборка сцепления и наклепка накладок диска; разборка коробки передач и замена отдельных шестерен и подшипников в ней, зачистка тормозных накладок на колодках, смена сальников полуосей, переборка и смазка рессор; разборка заднего моста с промывкой и проверкой деталей, а также регулировочные работы — регулировка рулевого механизма со снятием его с автомобиля, промывка радиатора с целью удаления накипи; проверка и подзарядка аккумуляторной батареи.  

Как устранить неисправности рулевого управления

При серьезных неполадках в системе рулевого управления лучше обратиться в сервис, ведь от функционирования этой системы зависит безопасность движения. Но ряд неисправностей можно устранить самостоятельно.

  • Если тугой ход рулевого колеса связан с падением давления в покрышках, их нужно незамедлительно накачать.
  • Если уровень масла в картере ниже требуемого, следует его долить. При выявлении утечки –подтянуть болты, фиксирующие крышку, заменить уплотнительные прокладки, сальники.
  • Увеличенный люфт можно попытаться устранить путем простой регулировки величины свободного хода с помощью специальных винтов, обеспечивающих прижатие элементов.
  • При заедании рулевого колеса или увеличении люфта проверяются зазоры в подшипниках ступиц, шарнирах, червячном зацеплении (в системах с червячным редуктором). Зазоры регулируются, ослабляются или подтягиваются крепления, устраняются люфты заклепочных соединений или меняются разболтавшиеся заклепки, по мере необходимости наносится смазка.
  • При неисправностях гидроусилителя по необходимости доливается рабочая жидкость, заменяются пыльник и шланги, регулируется их крепление. Могут понадобиться замена изношенных деталей, регулировка натяжения ремня, обновление смазки.

Если не помогают регулировка креплений и зазоров и другие меры, следует произвести ревизию деталей, демонтировать и заменить сильно изношенные или поврежденные. Можно использовать качественные запчасти б/у, поставляемые компанией JapZap с разборок.

  • Рулевые тяги обычно заменяются не целиком. Используется ремкомплект, включающий в себя наконечники, шкворни, шарниры, втулки. Довольно часто приходится осуществлять замену рулевых наконечников. При кажущейся простоте этой операции могут возникнуть затруднения, связанные с прикипанием деталей, в этом случае поможет специальный съемник.
  • Ремонт рулевой рейки желательно доверить профессионалам. После замены вышедших из строя деталей производится ее регулировка. При масштабных повреждениях рейку лучше поменять полностью. Если в системе используется ГУР, после ремонта или замены рулевой рейки обязательно выполняется замена рабочей жидкости.
  • Наиболее сложная задача – ремонт рулевой колонки. Она демонтируется, разбирается, осматривается. Если вышли из строя отдельные детали, можно использовать ремкомплект, а при большом объеме повреждений колонку целесообразнее заменить. Отремонтированная или новая колонка устанавливается на место и закрывается кожухами.

Ремонт рулевой колонки требует высокой квалификации мастера

Исправность рулевого управления крайне важна для безопасности движения. Регулярная диагностика и обслуживание этой системы с использованием качественных расходников помогут избежать серьезных поломок. Если поломка все же произошла, необходим незамедлительный ремонт: в зависимости от характера повреждений отдельные узлы системы можно ремонтировать или заменять целиком. Если поломки достаточно серьезные и вашей квалификации не хватает для их устранения, следует обратиться к специалистам, ведь управлять автомобилем после кустарного ремонта очень опасно.

Усилитель

Элементы гидроусилителя рулевого управления автомобиля Волга ГАЗ 31105

Усилитель используется для облегчения управления. Благодаря усилителю, удается достичь большей точности управления, увеличить скорость передачи движения от руля к колесу. Автомобиль с усилителем управляется проще, легче, быстрее. Усилитель может быть электрическим, пневматическим или гидравлическим. В большинстве современных автомобилей используется гидравлический усилитель, получающий питание от электродвигателя.

Гидроусилитель состоит из поворотного клапана и лопастного насоса. За счет движения лопастного насоса гидравлическая энергия поступает в рулевой механизм. Насос работает за счет электрического двигателя автомобиля. Он перемещает гидравлическую жидкость. Величина давления регулируется при помощи встроенного в насос предохранительного клапана. Нетрудно догадаться, что чем больше скорость движения двигателя, тем большее количество жидкости поступает в насосный механизм.

Реечное управление ВАЗ

Рейка крепится в отсеке двигателя. Система выполнена в литом алюминиевом картере. В картере имеется шестерня привода. Чтобы ограничить осевое движение вала, применен специальный подшипник. Внутреннее кольцо подшипника удерживается при помощи стопорного кольца. Все узлы закрыты пыльниками.

Рейка прижимается к зубьям шестерни при помощи специальной пружины, но не напрямую, а через упор из металлокерамики. На рейке нанесены метки для регулировок. Пружина также прижимается гайкой для регулировок со стопорным кольцом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]