Коробку передач можно считать одним из основных узлов автомобиля. С её помощью автомобиль приводится в движение. Водители должны проводить мониторинг объёма смазки как минимум раз в полгода. Нужно знать, что несвоевременная проверка масла в коробке передач может привести её к преждевременному выходу из строя.
Если вы не знаете уровень масла в коробке транспортного средства, следуйте советам, приведенным ниже.
Справка
В механическую коробку переключения передач трансмиссионную жидкость определённой группы качества. Для МКПП – это АР/GL-4 с вязкостью по SAE 75W-85. Необходимый объём технической жидкости для механики составляет 2,3-3,1 литра. Заводы-производители рекомендуют выполнять замену отработанного продукта. При этом рекомендуется не смешивать продукты разных марок. Примерное время замены через 90 тыс. километров или после трёх лет эксплуатации автомобиля. Проверка уровня масла в КПП проводится после 15 тыс. километров пробега авто.
Сроки проверки и замены отработки могут быть сокращены, если автомобиль эксплуатировался в сложных дорожных и климатических условиях.
Почему необходима замена и когда менять масло в МКПП
Итак, механическая коробка предназначена для ступенчатого изменения передаточного отношения, в котором выбор передачи осуществляется непосредственно самим водителем.
В процессе работы между движущимися деталями МКПП создается повышенное трение, они нагреваются. Масло в этом случае смазывает все детали коробки, отводит избыточное тепло, тем самым не допуская быстрого износа и повреждения нагруженных элементов КПП.
Соответственно, масло по своему химическому составу приближается к базовому. Это влечет за собой потерю свойств, заложенных заводом изготовителем и обеспечивающих конкретные особенности тех или иных смазывающих жидкостей.
Простыми словами, масло в КПП, в котором сработался пакет присадок, под воздействием нагрузок вспенивается, теряет свои смазывающие свойства, изменяются параметры вязкости и т.д.
О поломках коробки механического принципа действия
Проявление признаков низкого уровня масла в МКПП описаны ниже. К основным «техническим заболевания» можно отнести:
- Самопроизвольно вытекание масла: повреждены уплотнительные сальники и прокладки. Возможно, ослабло крепление картера.
- Посторонние шумы в коробке. Возможно, из строя вышел синхронизатор, и/или износились шестерни.
- Возникли трудности с включением механической коробки. Произошла поломка деталей механизма переключения.
- Передачи включаются самостоятельно. Проблемы с блокировочным устройством, синхронизаторов, либо шестерёнок.
В любом случае, после восстановления МКПП, потребуется замена масла. Важно не только заменить жидкость, но знать, как проверить его уровень.
Существует ряд способов проверки уровня технического продукта, о которых пойдёт ниже.
Неверное количество жидкости
avtoexperts.ruМеняется ли масло в АКПП Киа Рио
Бывают такие ситуации, когда жидкости меньше, чем положено, а бывают, когда выше. В любом случае, когда смазки больше или меньше, это грозит плохими последствиями для коробки. Когда уровень масла в АКПП меньше, чем положено сразу же меняется температурный режим, резко снижается коэффициент полезного действия, а еще насос может с жидкостью захватить воздуха, из-за чего нарушается процесс смазки всех агрегатов, снижается давление в коробке, из-за чего сможет перестать включаться одна из передач.
Когда смазки оказалось слишком много, это может привести к тому, что масло будет доставать до вращающихся шестеренок, и оно будет вспениваться также, как и в случае с низким уровнем смазки. После того, как жидкость будет вспениваться, она будет выливаться через сапун, вследствие чего вся коробка снаружи будет в подтеках.
Контроль по щупу.
В этом случае, самостоятельная проверка объема смазки следующая. Необходимо найти ровное место и поставить автомобиль. Выдержать примерно 15 минут пока масло постоит. Затем, необходимо открыть капот, вытянуть щуп и обтереть его чистой ветошью, удалив остатки масла. Вставить повторно щуп в посадочное гнездо и опять вынуть. Обратите внимание на показатель: если масло находится, ниже о, нужно долить его до указанного уровня. На щупе есть специальные метки cold (+20) и hot (+80). Если на теле щупа одна шкала, проверка уровня жидкости проводится после прогрева силового агрегата.
использовать трансмиссионную жидкость аналогичную залитому продукту.
За основу берите рекомендации производителя и следуйте его инструкциям. Выждите паузу, пока новый продукт не отстоится, и проверьте показания ещё раз. При необходимости повторите процедуру наполнения.
Проверка трансмиссионного масла без щупа.
Необходимо установить транспортное средство на эстакаду с небольшим наклоном и демонтировать защиту. Это позволит долить трансмиссионную смазку до о. Нужно открутить заливную пробку и просунуть в отверстие палец. Можно потрогать смазку. При необходимости долейте продукт, используя специальный шприц. В качестве приспособления можно использовать длинную трубу. Что делать если уровень масла в коробке низкий? Нужно долить жидкость, как мы уже говорили. Нехватка масла в МКПП может повлечь её преждевременный выход из строя. Важно своевременно проводить осмотр уровня смазывающего продукта. Если появились первые признаки течи, в первую очередь, проверяются сальники, прокладки, надёжность крепления картера и поддона. При необходимости изношенные детали подлежат замене на новый комплект.
С какой периодичностью проверять масло в коробке передач
Уровень масла в МКПП необходимо проверять каждые 10000 / 15000 км пробега. Это также относится и к АКПП. При использовании качественного горючего, совершении размеренной езды, необходимость замены масла возникает после 60000-70000 км пробега. Замер уровня масла можно делать и на холодной коробке, однако не будет отмечаться точности в итоговых показателях.
Отрицательно сказывается на системе автоматической трансмиссии низкий уровень ATF. В результате этого устройство начинает испытывать во время своей работы колоссальные нагрузки, что приводит к преждевременному стиранию ее составляющих механизмов. Также, из-за этого масло теряет свои свойства.
Таким образом, для того чтобы осуществить проверку трансмиссионной жидкости в автомобильной системе, транспортное средство необходимо поставить на горизонтальную поверхность, выключить двигатель и активизировать ручной тормоз, после чего следует приступить к совершению процедуры.
Проверка на холодную.
Современные устройства авто дают возможность проверить уровень залитого вещества на холодную. Акцентируем внимание на том, что этот метод проверки не даст точного представления о залитом продукте, если контроль осуществляется при отрицательных t0 без прогрева двигателя внутреннего сгорания.
Изначально потребуется установить машину на ровную площадку.
Стоянка транспортного средства, даже под небольшим уклоном, исказит показатели и может привести к нарушению режима эксплуатации.
Этот метод проверки используется, когда конструкцией другой вариант не предусмотрен. При сильном морозе проверку лучше всего выполнять в тёплом боксе или закрытом гараже.
По контрольной пробке.
Как посмотреть масло в коробке передач в этом случае. Машина устанавливается на специальный подъёмник или посещается на смотровую яму. Контрольная пробка протирается чистой тряпкой или ветошью. Извлекается ревизионный болт: используя специальный ключ. В качестве последнего возможно применение шестигранника. Перед демонтажём обратите на это внимание. Выясните наличие смазки и её количество.
В идеале трансмиссионное вещество должно смачивать резьбу контрольного окна.
Если смазки больше положенного уровня она будет самопроизвольно вытекать. Если смазывающего продукта в картере мало вам ничего не будет видно.
По завершению процедуры проверки винт следует возвратить на своё место. Обратите внимание на то, что под ним имеется шайба, изготовленная из меди.
Чтобы полностью исключить утечку смазки, и для наиболее эффективного уплотнения, каждый раз меняйте медную шайбу.
Ещё одна водительская хитрость. Если у вас под рукой нет медной шайбы проколите кольцо на огне. Металл станет более податливым: надёжная защита обеспечена! Этот вариант можно использовать не более одного, двух раз.
Предполагая контроль, следует ознакомиться с инструкцией вашего авто. На корпусе есть две пробки:
- Заливная располагается сверху.
- Контрольная находится сбоку.
Есть варианты, что они (пробки) объединены. В этом случае, долив эксплуатационного вещества, проводится с использованием специальной изогнутой лейки как показано на рисунке
Подведём итоги сказанному
«Техническое лечение» механики, удовольствие не из дешёвых. Кроме того, при сбоях в работе МКПП могут возникнуть другие проблемы и повлиять на работу узлов автомобиля. Обезопасить себя от такого прецедента несложно: достаточно регулярно проводить мониторинг допустимого уровня трансмиссионной жидкости, руководствуясь при этом, регламентом изготовителя. Распознавать признаки утечки рабочей жидкости и вовремя реагировать на несоответствия работы трансмиссионного узла.
Важно регулярно проводить проверку уровня смазывающего продукта и избегать агрессивной манеры управления машиной. Рекомендуется заливать исключительно достойные жидкости в узлы трансмиссии, тем самым, продлевая эксплуатационный период работы МКПП и автомобиля в целом.
Несмотря на активный рост популярности машин с автоматическими коробками передач, основная масса транспортных средств оснащается именно механикой. Именно МКПП идёт в качестве базового оснащения для автомобилей, они привычны для большого количества водителей.
В отличие от АКПП, МКПП характеризуются большей подверженностью влияния со стороны манеры управления конкретного водителя. Один человек может интенсивно изнашивать коробку за счёт резких и постоянных переключений. В руках другого водителя точно такая же коробка сохраняет свой ресурс намного дольше и остаётся в отличном состоянии при прочих равных.
Чтобы МКПП работала без проблем, и не возникало никаких серьёзных неполадок, обязанностью автовладельца является своевременная проверка уровня масла в КПП. Это можно делать самостоятельно, поскольку ничего сложного в процедуре проверки количества смазки нет.
Но при желании, возможностях или необходимости всегда есть автосервисы, способные оказать соответствующие услуги. Ими актуально пользоваться, если в МКПП наблюдаются неполадки, либо вы хотите выполнить полную замену смазки с использованием специального профессионального оборудования.
Необходимый объём
Часто автомобилисты задаются вопросами относительно оптимального уровня масла в механических коробках. Им важно знать, сколько конкретно смазочного материала должно находиться внутри МКПП для корректной и безотказной работы.
Но нельзя однозначно ответить, какой именно уровень масла должен быть в коробке механического типа. Эта характеристики индивидуальна для каждого отдельно взятого автомобиля.
В зависимости от марки и модели, коробки могут отличаться своей конструкцией и внутренним объёмом, который заполняется трансмиссионной смазкой.
Чтобы точно ответить на интересующий вопрос, нужно использовать строго официальную документацию. Проще всего отыскать данные об объёме коробки передач в руководстве по эксплуатации. В технических документах производитель прописывает все необходимые характеристики, включая требуемое для конкретной установленной на машину МКПП количество смазывающей жидкости.
Помимо количества, также указываются характеристики масла. Здесь речь идёт о степени вязкости, сезонности и прочих нюансах. Нарушать их настоятельно не рекомендуется.
При этом автомобилисты не до конца понимают, почему настолько важно заливать строго регламентированное количество смазки. Ведь можно залить немного больше, и тогда не придётся в скором времени делать доливку. Узлы будут интенсивнее смазываться за счёт увеличения объёма лубриканта. Но это мнение ошибочное. Масло в МКПП заливают строго в соответствии с установленными нормами.
Смазка в механике выполняет несколько функций:
- смазывает поверхности, предотвращая их активное трение;
- отводит тепло;
- улучшает работу элементов, которые контактируют друг с другом;
- удаляет загрязнения;
- продлевает срок службы всего узла.
Если масла окажется слишком мало, оно не сможет полноценно выполнять свои задачи. Избыток также опасен, поскольку возникают утечки, масло проникает в системы, где его быть не должно, выходят из строя прокладки и сальники. А это прямая дорога к дорогостоящему ремонту.
Автопроизводитель при создании конструкции МКПП чётко определяет, при каком уровне коробка сможет работать максимально эффективно, справляясь со своими функциями, и не изнашиваясь раньше времени. Устанавливаются соответствующие уровни на измерительном щупе, которые в дальнейшем помогают автовладельцу поддерживать заданные ещё на заводе параметры.
Этапы замены масла
В Тойотах подмена смазочной воды в коробке делится на 3 типа:
Проверка уровня
рабочей жидкостей в 4х ступенчатой автоматической коробке автомобилей марки Хэндэ,…
https://youtube.com/watch?v=Lxx1ScmXAaY
- Промежная подмена. Она производится для того, чтоб удалить старенькый продукт, добавить после чего новейшую трансмиссионную жидкость.
- Стандартная подмена. Она производится, если подходит срок заливки нового смазочного продукта.
- Полная закачка. Она получила заглавие непрерывной закачки.
При проведении работ по подмене масла в коробке передач, нужно открутить сливную пробку и дождаться полного стекания масла.
Промежная подмена масла в Коробка автомат производится в несколько шагов. Поначалу древняя смазка аккуратненько соединяется, после чего в Коробка автомат добавляется новенькая жидкость. Нужно снять и кропотливо помыть поддон коробки и фильтр. После того как вы окончите процесс подмены воды, поддон с Коробка автомат и фильтр устанавливаются назад.
Этот способ повторяет процесс подмены масла в механической коробке Тойоты. Промежную подмену стоит делать каждые 20-30 тыс. км.
Данная система имеет несколько недочетов. Во-1-х, половина старенькой смазки остается снутри коробки. Во-2-х, даже если вы станете часто заливать новое масло, то толика старенького все равно будет значимой.
Стандартная подмена смазки отличается большей сложностью в плане выполнения работ. Поначалу производится удаление старенькой смазки, это совсем не сложно сделать через особое отверстие для слива. Потом вы должны снять поддон с коробки, старенькый фильтр следует снять. После того как процедура будет завершена, установите новый фильтр, поставьте назад поддон, залейте новое масло в Коробка автомат.
Метод полной закачки отличается от других тем, что для замены масла в Коробка автомат водителю пригодятся особые приспособления. Сделайте их подключение к Коробка автомат, присоединив их к системе подачи смазочной воды. Прокачка масла производится под давлением. Поначалу откачивается из автоматической коробки древняя жидкость, позже в нее заливают новое масло.
Это самый действенный метод, который позволяет вполне удалить из Коробка автомат старенькое смазочное средство. Стоит отметить, что при всем этом не происходит скопления старенького продукта на внутренних частях коробки.
Масляный фильтр при полной прокачке также необходимо поменять, это делается в самом конце процедуры.
Особенности проверки
Чтобы проверить уровень смазочного материала в механической коробке, не нужно обладать какими-то навыками или особыми знаниями. Процедура достаточно простая и выполняется по стандартной схеме. Потому этим вопросом автомобилисты предпочитают заниматься сами. Порой убедиться в адекватном количестве смазки с лёгкостью можно в полевых условиях. Но всё же лучше придерживаться некоторых правил.
На проверку обычно уходит не более нескольких минут. Причём работать с МКПП зачастую проще, чем с автоматическими коробками.
В зависимости от установленной МКПП, формируются определённые особенности того, как можно посмотреть текущий уровень масла в коробке передач. В большинстве своём механические коробки оснащаются специальным щупом, как и в случае с щупом для проверки масла в картере двигателя. С помощью этого элемента можно буквально несколькими движениями проверить количество находящегося в МКПП масла.
Но встречаются модификации автомобилей, где этот щуп отсутствует. Ещё с завода его не предусмотрели в конструкции транспортного средства. Это несколько усложняет выполнение задачи.
Отсутствие щупа обусловлено тем, что производитель не предусматривает необходимость менять масло в коробке в течение всего эксплуатационного срока. Якобы залитое на заводе масло обеспечит работоспособность на весь период. Хотя такие МКПП являются редкостью, и это скорее относится к автоматическим коробкам, разобраться в нюансах проверки уровня в безщуповой механике будет не лишним.
МКПП со щупом
Если МКПП оснащена специальным щупом, то проблем с тем, как правильно проверить уровень масла в коробке ни у кого возникнуть не должно.
Здесь только требуется придерживаться нескольких простых правил, а также соблюдать определённую последовательность.
- Сначала нужно выбрать ровную поверхность, чтобы не было никаких уклонов. Любое смещение нарушит баланс в коробке, а потому щуп покажет не соответствующий действительности уровень.
- Когда машина стоит ровно, найдите сам измерительный щуп. Расположение элемента зависит от конструкции самого авто. Зачастую щуп можно найти слева от двигателя по ходу движения авто, либо недалеко от перегородки моторного отсека. На большинстве машин ручку щупа специально выделяют яркой краской. Чаще всего это рукоятка оранжевого или красного цвета.
- Прогрев машину до рабочих температур путём короткой поездки, надо дать автомобилю постоять около 15 минут. В отличие от АКПП, при работе с МКПП жидкость должна стечь обратно в картер. Это позволит правильно оценить текущий уровень смазки.
- Хватайтесь за щуп и тяните его на себя. После извлечения измерительный элемент нужно насухо протереть ветошью. Не используйте мокрые тряпки и губки. Также нет смысла отмывать щуп моющими средствами. Просто протрите, чтобы удалить следы масла. Проследите за отсутствие на щупе следов ворса или нитей после удаления масла с поверхности. Даже такие мелочи могут негативно отразиться на работе МКПП в дальнейшем.
- Верните щуп на место. Вставлять его нужно до упора. После чего снова доставайте.
- На измерительном элементе имеются соответствующие метки. Они указывают на минимальное и максимальное значение соответствующими знаками Min и Max.
- Смотрите, как относительно этих меток остался след масляной плёнки. Если с первого раза не получилось сделать ровную отметку, повторите предыдущие этапы. Снова вытрите следы масла, вставьте щуп на месте и извлеките его.
- Теперь самое главное. Нужно понять, на каком уровне находится смазка. В механических коробках большинство производителей рекомендуют поддерживать уровень в пределах отметки MAX. Лучше уточнить это в руководстве по эксплуатации конкретно к вашему автомобилю.
- Если след трансмиссионной жидкости остаётся ближе к середине или около отметки MIN, в коробке не хватает смазки. Её нужно добавить.
- Добавляется масла с помощью шприца или же путём использования воронки подходящего размера. Заливается через маслоналивную горловину.
- Выполнив доливку, следует повторить процедуру. Но перед этим рекомендуется ещё раз прогреть коробку, чтобы новое масло достигло рабочей температуры. Иначе есть риск залить слишком много жидкости.
Как проверить масло в коробке автомат
Большинство проблем в автоматической коробке передач связанные с состоянием масла. Одной из таких проблем может быть недостаточный уровень масла. Эту проблему легко решить, заменив масло и доведя его до правильного уровня. Из этой статьи вы узнаетекак проверить масло в коробке автомат.
Проверять уровень масла рекомендуется один раз в неделю.
Заменить масло самостоятельно не составит труда.
Чтобы проводить работы с автоматической коробкой передач, а именнос маслом, нужно разогреть его до рабочей температуры 70–80 градусов.Это можно сделать разогнав двигатель на холостых оборотах или проехав 15–17 км.
Поскольку есть большая разница между прогретым мотором и непрогретым, то не следует пренебрегать прогревом масла. Конечно, температура в 70–80 градусов очень велика для человека, и вамне удастся определить уровень масла пальцами, то для этого используют специальные щупы. Есть щупыс отметками для холодного масла и горячего.Эти отметкина щупе обозначаются соответственно. Мерить уровень масла следует на о.
Для замера масла обеспечьте горизонтальное положение автомобиля. Двигатель должен работать в холостом режиме. Но, для каждого авто есть своя специфика проверки масла, которая описана в инструкции производителя, возможно в вашем автомобиле мерять масло нужно при заглушенном двигателе.
Нужно заполнить маслом всю систему управления перед замером масла. Для этого перекрутите по всем положения рычаг диапазона, затем переключите его в нейтральное положение, достаньте щупу и протрите ее и вставьте назад до упора. После этого, снова выньте и проверьте уровень масла по отметке.
Возможные уровни масла:
Недостаточный уровень.
Одной из проблемв вашей автоматической коробке передач может быть нарушение ее герметичностии системы охлаждения. Поэтому масло приобретает помутнение.
Из-за недостаточного уровня масла могут возникать проблемы с шумами, которые идут от насосаи регулятора давления. Автоматическая коробка передач захватывает вместе с маслом воздух и масло становится менее плотным, что приводит к задержке при переключении передач.
Также это увеличивает время буксировки блокировочной муфты, что может привести к перегреву АКПП и полнойее поломке. Следует понимать, насколько важен уровень масла.
Избыток масла.
Высокий уровень масла также является недостатком, он приводитк погружению деталей в негои приих работе, масло начинает пениться и его плотность также уменьшается. Это приводитк тем же последствиям, что и при недостаточном уровне масла. Во время перегрева и вспенивания масла клапаны автоматической коробки передач начинают неправильно работать, а их работав большинстве зависит от уровня масла в АКПП.
Общие правила при проверке уровня масла
Различные типы масла имеют свои цвет и запах.При проверке уровня масла в автоматической коробке передач существует несколько общих правил:
- Масло в АКПП должно быть прозрачным и не иметь горелого запаха.
- Если при проверке на щупе есть налет, то его нужно вытереть и проверить уровень масла снова, возможно налет появился из-за того, что щуп давно не использовался.
- Если вы меняли масло, то запомните его цвет и запах.При смене масла на другое, нужно будет обратиться в сервис для проверки состояния масла.
При определении уровня масла, следует соблюдать инструкции от производителя. Следует учитывать как проверить масло в коробке автомат для каждого автомобиля отдельно, ведь в этой статье все описано в общем.
Правила доливки
Бывают ситуации при обслуживании механических коробок передач, когда проверка показывает нормальное состояние смазочного материала, но вот его количество не соответствует установленным автопроизводителем нормам. Потому требуется доливка.
Заливается исключительно такое же масло, которое в настоящий момент находится в коробке. Если эту смазку приобрести не удаётся, доливать и смешивать разные виды лубрикантов, даже при идентичных характеристиках, нельзя. Тут потребуется полная замена.
В случае, когда масло для доливки есть, ориентироваться нужно на конструктивные особенности МКПП:
- Заливная пробка. На большинстве машин с механическими коробками присутствует специальная заливочная горловина, закрытая защитной пробкой. Чаще всего её устанавливают под автомобилем в верхней части картера. Нужно забраться под машину, открутить пробку и залить недостающее количество.
- Без заливной пробки. Случается и так, что заливная пробка отсутствует. Зато есть щуп. Им можно воспользоваться не только для проверки уровня, но и для заливки. Для этого берут медицинский шприц, он наполняется маслом из банки, а затем переливается в отверстие для щупа.
- Без заливной пробки и щупа. Бывает и такое. Некоторые машины с МКПП не предусматривают наличие заливного отверстия и измерительного щупа. Для выхода из такой ситуации можно воспользоваться отверстиями датчиков. Некоторые контроллеры установлены в коробку. Открутив их, можно добавить смазку. Чаще всего для подобных целей подходят датчики заднего хода и датчики скорости.
Действуйте предельно аккуратно, чтобы не превратить проблему дефицита масла в проблему его избытка.
Поскольку на большинстве машин с механическими коробками передач присутствуют заливные отверстия и щуп, проблем с добавлением смазочного материала возникать не должно.
Как слить лишнее масло из коробки-автомат
Существует несколько способов удаления лишнего масла из АКПП. Зачастую, быстрее и проще всего убрать излишки масла шприцом. Для этого на шприц надевается тонкая резиновая трубка (подходит от капельницы), после чего вставляется в отверстие для щупа и производится откачка.
Если же коробка не имеет щупа (такое часто встречается на так называемых необслуживаемых АКПП), тогда можно снять наружный масляный фильтр АКПП (при наличии), чтобы слить лишнюю смазку. Также можно отсоединить патрубки от радиатора охлаждения АКПП или выкрутить сливную пробку.
Все будет зависеть от того, в каких условиях находится авто, от его конструктивных особенностей, а также какие инструменты есть под рукой, имеется ли гараж с ямой или подъемник и т.д
При этом важно постоянно проверять уровень масла после слива, удаляя излишки из коробки небольшими порциями
Также следует сливать масло в чистую емкость (особенно если нет запаса на долив). Дело в том, что обычно после слива приходится залить часть смазки обратно, чтобы выставить уровень правильно.
Последствия дефицита масла
Если в коробке наблюдается слишком низкий уровень масла, продолжать эксплуатировать автомобиль в таком состоянии настоятельно не рекомендуется.
Даже когда уровень немного не доходит до оптимальной отметки, при пониженной наполненности узла могут возникать следующие неприятности:
- скорости плохо переключаются;
- узлы перегреваются;
- масло быстрее перегорает;
- сокращается интервал между заменой смазки;
- механизмы заклинивают;
- трущиеся детали образуют большое количество металлической стружки;
- коробка полностью выходит из строя.
Если лубриканта действительно мало или даже немного меньше нормы, такое масло в коробке передач будет быстро терять свои эксплуатационные характеристики. Небольшой дефицит приводит к медленному разрушению. То есть даже маленький недолив потенциально очень опасен. С целью поддержания нужного уровня настоятельно рекомендуется проверять масло в коробке одновременно с проверкой масла в двигателе.
Проверка должна стать привычкой для автовладельца. Если делать такую процедуру хотя бы раз в месяц, вам удастся вовремя обнаружить утечки, неисправности и необходимость доливки смазочного масла для механической коробки переключения передач.
Коробка передач механического типа – это устройство, которым оборудовано большинство классических и базовых комплектаций автомобилей, считается стандартным для многих машин. В отличие от автомата, МКПП более подвержена эксплуатационному влиянию, которое зависит от манеры вождения автовладельца, для бесперебойной работы нуждается в регулярном техническом обслуживании. Одним из главных пунктов ухода за МКПП считается систематическая проверка уровня масла в коробке, его замена при первой же необходимости. В этой статье расскажем, как проверить уровень масла в механической коробке передач, с учётом разных модификаций устройств, рассмотрим особенности этой процедуры, которые влияют на корректность полученных результатов.
«Автомат» и масло: стоит ли наливать выше уровня
Наплевательского отношения автоматическая трансмиссия не терпит. Так частоту обслуживания АКПП рекомендуется увеличивать, как и периодичность замены масла в двигателе и все с той же целью – продлить ресурс агрегата. Если уж удосужились менять смазочный состав самостоятельно, то выбирайте только качественное сырье, и разберитесь с метками на щупе. Здесь, в отличие от «механики», замер должен быть точным, как и технология его проведения, во многом напоминающая съем показаний уровня смазки в картере двигателя.
Конструкция классического масляного щупа для АКПП отлична от аналога для МКПП. Если на «ручке» мы наблюдаем две привычные глазу насечки MIN и MAX, то на «автомате» их целых четыре, да еще и пару англоязычных надписей в придачу. COLD (COOL) и HOT, что в переводе означает холодный и горячий соответственно, означают, что холодная коробка имеет одни максимум и минимум, прогретая до рабочей температуры – другие.
Контроль уровня производится по аналогии с мотором – на горячую. Оптимальный объем должен быть на 2-3 мм выше нижней отметки рядом с надписью HOT. Назначение «холодных» меток – контролировать уровень при заливке нового масла, когда агрегат уже остыл. От замены до замены, повторюсь, замер производится только на горячую.
Превышать MAX и опускаться ниже MIN на АКПП, «роботе» и «вариаторе» недопустимо. Все дело в кавитации масла, нарушающей нормальную работу насосов гидравлических систем и теплоотвод из зон трения. Пузырьки – это результат захваченного гидроаппаратурой воздуха при минимальном уровне или интенсивного взбалтывания смазки при объеме выше MAX. Поскольку насыщенная воздухом жидкость перестает быть несжимаемой, в гидросистеме не нагнетается требуемое давление, отчего плотно сжать пакет фрикционов не получается.
На вспенивание смазки указывают не только буксующие фрикционы, выливающиеся в пинки и рывки при переключении передач. Первые признаки насыщения жидкости воздухом подает щуп, покрываясь воздушно-масляной эмульсией. Далее, если уровень выше нормы, то в районе коробки и под автомобилем наблюдаются следы масла, как результат сброса лишнего через сапун.
Имейте в виду, что, вспениваясь, жидкость увеличивается в объеме. Поэтому, когда обнаружен недолив, необходимо дать смазке час-два на стабилизацию состояния, а затем доливать.
Оптимальный объём масла для коробки передач механического типа
Необходимый объём масла в МКПП – это понятие сугубо индивидуальное для каждого транспортного средства. Машины различных моделей существенно отличаются друг от друга не только внешним видом, но и конструктивными особенностями. Не являются исключением и узлы трансмиссии, в частности, коробка передач, отвечающая за приведение в движение транспортного средства и переключение скоростей. Соответственно количество смазывающей жидкости в МКПП для каждой машины индивидуально, а посмотреть его можно в инструкции пользователя к автотранспорту, где производитель указывает точный литраж трансмиссионного узла, вид рекомендуемого масла, а также его оптимальный уровень в системе.
Принципиальные отличия конструкций КПП
Физику работы системы смазки двух принципиально разных трансмиссий, классической МКПП и гидромеханической АКПП, представить не сложно. «Механика» — это примитивный редуктор, основное условие длительной и бесперебойной работы которого – вращение шестерен, валов и подшипников в масляной ванне.
Гидромеханический «автомат» — это гидротрансформатор, набор планетарных редукторов, пакет фрикционов, исполнительная гидроаппаратура и управляющий компьютер. Заметьте, насколько нагружен механизм уже по набору перечисленных слов. Центральное внимание – гидроаппаратура, которая болезненно переживает отклонения уровня масла от нормы, ровно, как и заправку некачественным смазочным материалом. Проблема в том, что недостаточное давление смазки не позволяет плотно сжимать пакет фрикционов, отчего работа трансмиссии нарушается.
Вариатор и роботизированная коробка передач не менее требовательны к силе давления в системе гидроуправления. Ведь в их конструкции также предусмотрены фрикционы, хоть и в меньшем количестве. А в случае вариаторной трансмиссии окончательную точку в вопросе ставит ее конструктивная склонность к перегреву.
Специфика проверки уровня масла в МКПП разной модификации
Проверка уровня трансмиссионного масла – это несложная задача, которая может быть выполнена любым автовладельцем самостоятельно. Сама процедура занимает несколько минут, если знать, как её осуществить, чтобы получить результаты, соответствующие действительности.
Механические коробки передач, устанавливаемые на транспортные средства, имеют различные технические особенности, что обуславливает специфику выполнения задачи. Чаще всего машины оборудованы МКПП, которые имеют специальный щуп, предназначенный для контроля уровня смазочной жидкости, однако, есть и такие модификации, где щуп не предусмотрен с завода. В этом случае осуществить проверку значительно сложнее, так как производитель не предусматривает необходимости в такой процедуре, гарантируя службу трансмиссионного масла на весь период эксплуатации транспортного средства. Рассмотрим подробно, как выполнить проверку показателей смазочной эмульсии на разных модификациях коробок в домашних условиях.
Диагностика уровня трансмиссионной жидкости в МКПП, оборудованной щупом
Мониторинг уровня смазочной жидкости в МКПП осуществляется очень легко, однако, для получения достоверных результатов необходимо придерживаться некоторых правил. Первым делом установите машину на максимально ровную плоскость. Отыщите щуп, который чаще всего располагается с левой стороны от двигателя по ходу машины или в районе ближе к перегородке моторного отсека. Распознать щуп можно по красочной рукоятке зачастую красного или ярко-оранжевого окраса.
Прежде чем производить замер смазки, нужно чтобы масло немного отстоялось и стекло со стенок системы. Лучше проверять уровень перед осуществлением поездки или же дать машине постоять около пятнадцати минут после езды. Дальше необходимо вытянуть щуп – на этом этапе ориентироваться на замеры нет смысла, так как в режиме эксплуатации машины масло колебалось, результат будет заведомо ложным. Протрите насухо щуп чистой ветошью или салфеткой, позаботьтесь чтобы ткань не оставляла на приспособлении ворса или ниток, которые при попадании в систему могут навредить ей.
Вставьте щуп до предела в посадочное гнездо. Повторно извлеките щуп – визуально оцените, до какой отметки доходит масляная плёнка. Ориентироваться необходимо на стандартные зазубрины на щупе, которые являются предельными максимальными и минимальными показателями уровня. Оптимальным критерием смазки считается её достижение предельного максимального значения, которое на щупе чаще всего маркируется символикой MAX. Если уровень жидкости находится на границе минимального значения MIN или ниже, необходимо с помощью специального технического шприца или воронки долить жидкость до нормы через маслоналивной проём, при этом масло должно быть идентичным тому, что имеется в системе. После доливки осуществите ещё раз контрольную проверку уровня согласно вышеописанному регламенту.
Специалисты советуют оценивать не только уровень смазочной жидкости в системе, но и визуальные её критерии. Если смазка имеет тёмный, близкий к чёрному цвет, визуально видны в ней грубые частицы, то вместо доливки жидкости рекомендуется осуществить её полную замену. Более редкой является ситуация с избытком жидкости. В таком случае необходимо отобрать излишки жидкости или осуществить частичный её слив. После проверки уровня не забудьте установить на место щуп и зажать его до предела.
Контроль уровня масла на коробке без щупа
Немного сложнее проверить уровень масла в МКПП, которая не модифицирована щупом. Профессионалы советуют осуществлять контроль жидкости на станциях технического обслуживания, где для выполнения этой задачи имеются специальные приспособления. Однако выполнить эту задачу можно и в домашних условиях. Для этого, как и в предыдущем случае, установите машину на горизонтальной поверхности. Дальше отыщите крышку маслоналивного проёма, которая чаще всего располагается на фронтальной стороне коробки, по ходу транспорта.
Открутите пробку: при нормальном уровне масла оно должно доходить до края резьбовой части горловины. Если масла не видно визуально, попробуйте его достать чистым куском проволоки или отвёрткой. Оцените визуально качество масла, чтобы принять правильное решение: осуществлять доливку в случае низких критериев смазки или полную замену жидкости. Не вздумайте проверять пальцем – это небезопасно для кожи рук, так как смазка является продуктом, в составе которого имеются химические компоненты.
Если масло не доходит до кромки проёма, однако, визуальный осмотр не даёт поводов для сомнения в его качественных характеристиках, долейте смазку до уровня – нижнего края горловины, с помощью технического шприца или другого удобного приспособления. Будьте предельно осторожны, чтобы масло не разбрызгалось на рабочие поверхности. После проверки уровня очистите пробку от возможных металлических частиц и закрутите её с рекомендованным усилием в посадочное место.
Замена масла в коробке передач
Есть три способа замены масла в АКПП, и каждый из них обладает своими особенностями, плюсами и минусами. Итак, какие же бывают варианты замены масла в АКПП?
Способ 1: Самостоятельный, неполная замена масла.
Самый простой и распространенный способ осуществления данной процедуры – неполная замена масла. Данным способом можно воспользоваться самостоятельно, не обращаясь на станции технического обслуживания, так как никакого специального оборудования для этого не требуется. Для того чтобы осуществить частичную замену, следует лишь подставить емкость под сливную пробку АКПП, расположенную на картере. Открутить эту пробку, дав маслу стечь в емкость, после чего залить в АКПП столько же масла. При использовании данного способа меняется менее половины от всего объема масла в коробке. Поэтому данный метод правильнее было бы назвать не заменой, а освежением масла, но, тем не менее, он является наиболее распространенным среди автолюбителей.
Плюсом данного способа является экономия, так как владелец автомобиля не несет затрат на работу специалистов, и приобретает только небольшое количество масла, необходимое для замены. Правда, в этом способе есть и отрицательная сторона – масло меняется не полностью, а если все-таки нужно заменить весь объем, эту процедуру придется повторить несколько раз, что повлечет за собой серьезные затраты со стороны владельца автомобиля.
Способ 2: Замена в сервисе, полная замена масла.
Вторым способом замены является обращение на станцию технического обслуживания для замены всего объема масла. Для осуществления данной операции сотрудниками СТО используется специализированное оборудование, которое позволяет «выдавить» старое масло. В результате чего масло в системе полностью обновляется. Процедура эта довольно простая и относительно недорогая, но все же потребует от владельца автомобиля определенных растрат, не столько на работу специалистов, сколько на масло, которого для полной замены уйдет не менее двенадцати литров.
Плюсами данного способа является надежность, так как выполнять замену будут профессионалы. Наблюдается улучшение работы трансмиссии, которая, как правило, после полной замены масла начинает работать существенно лучше. Отрицательными сторонами является высокая итоговая стоимость, а также тот факт, что при полной замене из системы могут вымыться полезные присадки, добавленные ранее. В некоторых случаях это может привести к ухудшению работы АКПП.
Способ 3: Полная замена самостоятельно.
Третьим способом замены масла в АКПП является полная, но самостоятельная его замена. Для того чтобы осуществить это, необходимо сначала проехать не менее пяти километров для прогрева системы. После чего поставить автомобиль на «яму» и начать процедуру слива масла.
В первую очередь нужно открутить пробку на поддоне, слить основную часть масла. Далее следует снять поддон, слить оттуда остатки масла, скрутить фильтр, из которого тоже выльется остаток масла. С помощью бензина промыть фильтр и поддон, после чего установить их обратно
Все работы нужно выполнять очень осторожно, так как внутри будет довольно много разогретого масла, при неаккуратных действиях оно может вылиться на человека. После этого нужно залить в АКПП столько же масла, сколько вылилось после осуществления предыдущих операций
Затем снять трубку отвода масла от радиатора, и опустить ее конец в подходящую емкость, например – в бутылку. Завести двигатель. В результате в подставленную емкость начнет сливаться масло. Нужно следить за его цветом. Заглушить двигатель при появлении свежего по цвету масла. Далее можно ставить трубку обратно, доливать необходимое количество, контролируя уровень с помощью щупа.
Плюсом данного способа является меньшая затрата денег на масло и работу специалистов, а минусом – возможность сделать что-то не так в процессе, если нет опыта в подобных операциях.
Владельцы автомобилей с автоматической коробкой обязаны четко знать предельный пробег между заменами масла и не превышать его
Не менее важно знать марку применяемого смазочного материала, определенного производителем
Подведём итоги
Ремонт МКПП – это довольно дорогостоящее удовольствие, а неисправности в работе коробки передач при несвоевременном обнаружении проблемы могут повлиять и на другие работающие узлы машины. Обезопасить себя от такого прецедента на самом деле несложно: достаточно всего лишь проводить мониторинг уровня смазки согласно регламенту от производителя, реагировать на несоответствия в работе трансмиссионных узлов мгновенным поиском неисправности и её устранением.
Проверяйте масло регулярно, избегайте сильных нагрузок на МКПП, предпочитая спокойный режим вождения, заливайте в трансмиссионные узлы только жидкости достойного качества – и коробка передач будет надёжно служить вам на протяжении всего эксплуатационного периода машины.