Устройство ГБО на автомобиле: в чем смысл установки?


Газобаллонное оборудование, установленное на автомобиле, позволяет использовать в качестве топлива для двигателя не дорогой бензин, а дешевый газ. Именно ради экономии многие автовладельцы устанавливают газовое оборудование на свои авто. Но как понять, какое оборудование лучше и чем одно поколение ГБО отличается от другого?

Это и сложно и просто одновременно. Сложно – потому что ново и неизвестно, а просто – потому что ничего фантастически сложного в этом нет.

Кстати, на нашем сайте есть отличная статья об установке ГБО на автомобиль, в которой также подробно рассмотрен вопрос о порядке его регистрации в ГИБДД.

В данном материале мы рассмотрим следующие вопросы:

  1. Устройство и принцип работы газового оборудования на автомобиле;
  2. Эволюция поколений автомобильного газобаллонного оборудования: ГБО 1/2/3/4/5/6-го поколений;
  3. Как выбрать газовое оборудование на авто и какое ГБО лучше?

А внизу страницы смотрите познавательно видео о плюсах и минусах установки в автомобиль газобаллонного оборудования.

Какое ГБО выбрать для автомобиля

Для установки ГБО на автомобиль используется аппаратура четырех поколений.

Аппараты первого поколения использовались на этапе внедрения природного газа в качестве топлива. Такими устройствами оснащены первые двигатели на природном газе.


ГБО для автомобиля первого поколения

Системы второго поколения внедрялись на автомобилях с бензиновым двигателем. Широко используются на современных моделях с карбюраторным двигателем.


ГБО второго поколения

Аппаратура третьего поколения размещалась в период перехода от двигателей карбюраторного типа к технике с инжекторным зажиганием. Использование аппаратов этого поколения является экспериментальным направлением.


ГБО третьего поколения

Оборудование четвертого поколения используется на современных образцах с инжекторным зажиганием. Конструкция снабжена блоком автоматического управления. В связи со сложностью конструкции агрегаты монтируют в специальных технических центрах.


ГБО четвертого поколения

Введение

LPG
(сжиженный нефтяной газ) — это природный газ, получаемый из двух источников. Это сопутствующий газ неочищенной нефти и газ, получаемый в процессе крекинга.

LPG состоит из двух газов: пропана и бутана, которые могут использоваться по отдельности или как смесь. Поскольку состав LPG схож с составом испаренного бензина, то для оборудования бензинового ДВС не потребуется коренных изменений в топливной системе. Для этих целей используют газобаллонную аппаратуру.

Внимание!

Газовое оборудование работает под избыточным давлением, поэтому необходимо соблюдать правила техники безопасности. Основным требованием техники безопасности при эксплуатации погрузчика на LPG является регулярная проверка герметичности оборудования и немедленное устранение причин, вызывающих утечки. При утечках из газовой системы LPG испаряется с поглощением теплоты из окружающей среды, поэтому при его попадании на кожу человека остаются ожоги. LPG тяжелее воздуха, его не следует выпускать в помещениях, где есть любого рода ямы. Если произошла течь не в баллоне, а в каком-нибудь другом элементе газобаллонного оборудования, немедленно плотно закройте вентиль баллона и оставьте работающий двигатель до полного опорожнения газопровода. Запрещается эксплуатация погрузчика с истекшим сроком освидетельствования баллона.

Самостоятельная установка газового оборудования

Аппаратура второго поколения получила наибольшее распространение. Она отличается простотой устройства и монтажа. Отличительные достоинства позволяют проводить установку ГБО на автомобиль своими руками.


Схема подключения газобаллонного оборудования

Работы по монтажу системы проводят в следующем порядке:

  • Установка баллона.
  • Монтаж запорной арматуры.
  • Крепление смесителей и клапанов.
  • Монтаж дозатора и редуктора.
  • Фиксация пульта управления.
  • Проверка герметичности и работы системы.

Легковой автомобиль «Волга» ГАЗ-24 предназначен для эксплуатации по дорогам с твердым покрытием.

С начала выпуска автомобиля (1970 г.) Горьковским автомобильным заводом внедрено большое число предложений по повышению его надежности и долговечности, а также выполнению норм безопасности и снижению трудоемкости технического обслуживания.

Для удовлетворения потребностей народного хозяйства и экспорта заводом выпускается несколько модификаций базового автомобиля ГАЗ-24.

Автомобиль-такси ГАЗ-24-01 отличается от автомобиля ГАЗ-24 установкой двигателя с пониженной степенью сжатия (для работы на бензине А-76), наличием таксометра и опознавательного фонаря «такси». Радиоприемник и антенну не устанавливают.

Автомобиль ГАЗ-24-02 с кузовом «универсал» (рис. 2) предназначен для перевозки людей и мелких грузов. Кузов автомобиля имеет три ряда сидений. При складывании сидений 2- и 3-го рядов образуется ровная площадка для груза, для улучшения доступа к которому в задней части кузова имеется дверь В связи с увеличенной нагрузкой автомобиль имеет усиленные шины и задние рессоры.

Санитарный автомобиль ГАЗ-24-03 предназначен для перевозки больных и выездов врача для оказания срочной медицинской помощи. Помещение для перевозки больных отделено от кабины водителя перегородкой и имеет независимый отопитель. Автомобиль оборудован фарой-искателем и сигнальным фонарем с обозначением красного креста.

Автомобиль ГАЗ-24-04 с кузовом «универсал» аналогичен автомобилю ГАЗ-24-02, но имеет оборудование для работы в качестве автомобиля-такси.

Кроме указанных модификаций, с целью снижения загрязнения воздушной среды крупных городов Горьковским автомобильным заводом подготовлен выпуск газобаллонного автомобиля-такси ГАЗ-24-07.

Общие сведения об автомобиле ГАЗ-24

Описание модификаций автомобилей ГАЗ Обкатка автомобиля ГАЗ-24 Смазка автомобиля ГАЗ-24 Периодичность обслуживания автомобиля ГАЗ-24 Обслуживание через 12-12,5 тыс. км пробега Обслуживание через 48-50 тыс. км пробега Сезонное и обслуживание по мере надобности и дополнительное обслуживание Пользование домкратом при подъеме автомобиля Консервация автомобиля и подготовка к хранению

Устройство двигателя ГАЗ-24

Кривошипно-шатунный и газораспределительные механизмы Система смазки Система охлаждения Система питания и выпуска отработавших газов

Техническое обслуживание и ремонт двигателя

Техническое обслуживание, уход за системой смазки Уход за системой питания, уход за топливным насосом Уход за карбюратором Уход ха ГРМ Разборка, ремонт и сборка отдельных узлов и систем двигателя, водяной насос Топливный бак и топливный насос Карбюратор К-126Г Подвеска двигателя Неисправности двигателя и их устранение, проверка технического состояния Ремонт двигателя Снятие и установка двигателя Порядок разборки двигателя Сборка двигателя Произвести подсборку шатунно-поршневой группы Произвести подсборку распределительного вала Разборка и сборка масляного насоса Разборка и сборка привода распределителя

Трансмиссия

Устройство сцепления Техническое обслуживание сцепления Ремонт сцепления Разборке ведомого диска сцепления Сборка сцепления Установка гидропривода сцепления Устройство коробки передач Механизм переключения передач Техническое обслуживание коробки передач Ремонт коробки передач, разборка Сборка коробки передач Устройство карданной передачи Техническое обслуживание карданной передачи Ремонт карданной передачи Устройство заднего моста Техническое обслуживание заднего моста Ремонт заднего моста Регулировка заднего моста Сборка заднего моста

Ходовая часть

Устройство передней подвески Техническое обслуживание передней подвески Проверка и регулировка углов установки передних колес Ремонт передней подвески Замена амортизаторов, резьбовых втулок передней подвески Замена резиновых втулок Замена шкворня передней подвески Замена подшипников ступиц передних колес Устройство задней подвески Ремонт задней подвески Устройство амортизаторов, техническое обслуживание амортизаторов Ремонт амортизаторов Устройство колес и шин, техническое обслуживание колес и шин, ремонт

Механизмы управления

Устройство рулевого управления Техническое обслуживание рулевого управления, смазка Регулировка рулевого механизма Ремонт рулевого управления, разборка Сборка и регулировка рулевого управления

Устройство тормозной системы

Привод тормозной системы Устройство автоматической регулировки тормозных механизмов Главный тормозной цилиндр Разделитель привода тормозов Сигнализатор тормозов, стояночная тормозная система Техническое обслуживание тормозных систем Регулировка ножных тормозов, регулировка ручного тормоза Ремонт тормозных систем, разборка Сборка тормозной системы

Кузов автомобиля

Устройство кузова автомобиля ГАЗ-24 Стекла, двери кузова Волги Сиденья, ремни безопасности, обивка Система вентиляции и отопления Устройство кузова автомобиля ГАЗ-24-02 Техническое обслуживание кузова Уход за хромированными деталями Ремонт кузова Установка лобового стекла

Электрооборудование

Устройство аккумуляторной батареи Техническое обслуживание аккумуляторной батареи Плотность электролита Заряд аккумуляторной батареи Хранение аккумуляторных батарей Устройство генератора Техническое обслуживание генератора Устройство регулятора напряжения Техническое обслуживание регулятора напряжения, ремонт регулятора напряжения Устройство стартера Техническое обслуживание стартера Разборка стартера Регулировка стартера Устройство системы зажигания Техническое обслуживание системы зажигания, прерыватель Техническое обслуживание свечей зажигания Ремонт системы зажигания Ремонт выключателя зажигания Устройство освещения и световой сигнализации Техническое обслуживание освещения и световой сигнализации Ремонт системы освещения и световой сигнализации Устройство звуковых сигналов, техническое обслуживание звуковых сигналов Устройство стеклоочистителя, техническое обслуживание стеклоочистителя Устройство приспособления для обмыва и обдува оконных стекол Устройство контрольных приборов Техническое обслуживание контрольных приборов Устройство антенны

Читать про устройство и конструкцию автомобиля ГАЗ 24 Волга…

Рубрикатор статей по ремонту техники

Как установить газовый баллон

При установке ГБО своими силами используются два вида баллонов:


Оборудование ГБО

  • цилиндрические баллоны;
  • тороидальные баллоны.

Цилиндрические баллоны имеют продолговатую форму. Для защиты от утечки газа снабжены запорным вентилем. Используются в легковых машинах с вместительным багажником и на грузовиках.

Тороидальные баллоны имеют форму «таблетки». Используются в автомобилях с небольшим багажником.

Баллон крепят в свободном пространстве кузова. Для защиты от смещения закрепляются стальными полосами. Концы полос соединяют болтами.

После монтажа и крепления баллона выводят конец заправочного вентиля наружу. Конец шланга со штуцером закрепляют под задним бампером либо под задним крылом.

Проводка газопровода


Проводка газопровода — как выглядит

После устройства баллона проводят газопровод от резервуара к моторному отсеку. В целях безопасности трубопровод прокладывают снаружи автомобиля.

Диаметр отверстия в емкости принимают на 1—2 мм больше диаметра трубы. Различие в диаметре компенсируют вставкой куска пластиковой трубы. Полученный зазор служит для дополнительной вентиляции мультиклапана. Кромки отверстия обрабатывают антикоррозийной мастикой.

Проводку газопровода помещают в нише топливопровода. Трубу фиксируют в неизменном положении с помощью стальных хомутов. После монтажа трубы приступают к монтажу смесителя и клапана.

Как установить смеситель и бензиновый клапан

Смеситель крепят между карбюратором и коллектором. Места соединения герметизируют резиновыми прокладками или силиконовым герметиком. Тщательная заделка стыков предохраняет баллонное оборудование от попадания воздуха в систему.

Бензиновый клапан ГБО

Бензиновый электроклапан врезают со стороны места соединения топливного трубопровода к бензонасосу.

Внимание! Бензиновый электроклапан устанавливают после бензонасоса. В противном случае бензонасос не сможет подавать топливо в карбюратор.

Для установки клапана разрезается необходимая часть трубы на участке между бензонасосом и карбюратором. В полученный разрез вставляют клапан. Места соединения герметизируют и обжимают хомутами.

Затем приступают к монтажу газового клапана. Его устанавливают с противоположной стороны от бензинового электроклапана. К газовому клапану присоединяют выход топливопровода.

Система питания газовых двигателей и общая схема устройства

Система питания газовых двигателей внутреннего сгорания, которая устанавливается на автомобилях – это дозирующая система, позволяющая использовать вместо бензина сжиженный газ. В ее комплект входят:

  • топливный баллон, который может иметь различную форму;
  • переключатель вида топлива, вмонтированный в салон автомобиля;
  • редуктор-испаритель, который предназначен для подогрева и испарения сжиженного топлива;
  • газовый клапан (электромагнитный), перекрывающий подачу топлива во время стоянки автомобиля;
  • электромагнитный бензиновый клапан или эмулятор форсунок, служащий для перекрытия подачи бензина во время использования газа;
  • заправочное устройство (выносное);
  • мультиклапан, который предотвращает утечку газа.

Работает такое оборудование практически так же, как и бензиновое. Вначале сжиженный газ по топливной магистрали поступает в клапан-фильтр, где проходит предварительную очистку от различных взвесей и смол. Далее очищенный газ поступает в редуктор-испаритель, в котором его давление понижается до 1 атмосферы, после чего через дозатор подается в смеситель.

В оборудовании для инжекторных двигателей не применяется бензиновый клапан, вместо него устанавливается эмулятор форсунок.

Установка редуктора, дозатора и пульта управления

На завершающем этапе установки ГБО своими силами монтируют редуктор, дозатор рабочей газовой смеси и пульт управления системой.

Установка газового редуктора


Устройство газового редуктора

Агрегат предназначен для выравнивания давления на выходе из баллона и поддержания пониженного значения во всех элементах баллонного оборудования.

Газовый редуктор устанавливают рядом с карбюратором. Устройство имеет встроенную систему обогрева. Входные патрубки редуктора соединяют с выходами автомобильной печки.

Соединение редуктора к подводящему и отводящему патрубкам печи выполняют с помощью двух тройников. При монтаже соблюдают определенный порядок соединения агрегатов.

Внимание! Входной патрубок газового редуктора врезают в подводящий патрубок печки. Выходной патрубок редуктора соединяют с отводящим трубопроводом отопления.

Установка дозатора рабочей смеси

Дозатор газовой смеси регулирует подачу газа от редуктора к смесителю. Аппарат устанавливается между указанными элементами. Во входной патрубок дозатора подключают газопровод от редуктора. К выходному патрубку дозатора подключают топливопровод от карбюратора.

Установленные элементы закрепляют хомутами. Стыки трубопровода на входах и выходах тщательно заделывают герметиком.


Вакуумный дозатор ГБО

Пульт управления

Установка пульта управления является финальным этапом монтажа ГБО. Прибор предназначен для регулировки работы системы из салона машины.

Пультовое устройство поставляется в комплекте с аппаратурой. Устанавливают по схеме, согласно приложенной технической инструкции.


Пульт управления ГБО

Типы мультиклапанов

Есть некоторые отличительные особенности в конструкциях мультиклапанов, что позволяет их разделить на несколько типов:

  • Класс В (в данное время к применению запрещен) чаще всего устанавливается на газовый баллон объемом в пределах 50 литров. В конструкции клапана этого вида не предусматриваются аварийный клапан и датчик для оценки уровня газа в баллоне.
  • Класс А оснащен клапаном для стравливания газа в аварийных ситуациях при нагревании и датчиком контроля уровня смеси.
  • Класс А с катушкой, тоже, что и класс А, плюс оборудован катушкой, которая должна перекрывать подачу газа при выходе из баллона.

Проверка герметичности и работоспособности системы

После самостоятельной установки ГБО проводят испытания работоспособности и герметичности агрегатов.

Проверка герметичности соединений баллонного оборудования

Проверку герметичности проводят с помощью нанесения на стыки соединений мыльного раствора. В местах с нарушенной герметичностью мыльный раствор при подаче газа начинает пузыриться. В таких местах подтягивают соединительные муфты и хомуты.

В случае необходимости проводят замену соединений. После устранения выявленных нарушений повторяют проверку работоспособности оборудования.

Проверка работоспособности газового оборудования

Работоспособность системы при установке ГБО своими руками проверяют в рабочем режиме. Для этого:

Проверка работоспособности ГБО

  • Заполняют баллон рабочей смесью.
  • Открывают запорный вентиль и подают смесь в магистраль.
  • Повышают давление и температуру газовой смеси до рабочего состояния.
  • С помощью кнопки на пульте управления попеременно отключают и включают бензонасос с газовым редуктором.

При отсутствии нарушений баллонное оборудование признают пригодным к эксплуатации. При возникновении сбоев проводят детальную проверку аппаратуры с устранением выявленных недостатков.

Использование природного газа в значительной степени снижает расходы на топливо. Высокая эффективность баллонного оборудования позволяет увеличить мощность силовой установки. Экологическая чистота газовоздушной смеси благотворно влияет на состояние окружающей среды.

Видео по теме: Установка ГБО 2 на ВАЗ своими руками

Публикации по теме


Порядок узаконивания газового оборудования на автомобиле


Изготовление ресивера для компрессора своими руками


Особенности диагностики и ремонта редуктора КамАЗ 5320

Марки газовых автомобильных топлив

ГОСТ 20448-90 предусматривает выпуск сжиженного газа двух марок: СПБТЗ (смесь пропанобутановая техническая зимняя) и СПБТЛ (смесь пропанобутановая техническая летняя). Устаревший стандарт (ГОСТ 27578-87) также предусматривал две марки сжиженного газа: зимнюю — ПА (пропан автомобильный) и летнюю — ПБА (пропанобутановая смесь автомобильная).

Основными компонентами сжиженного газового топлива являются пропан (С3Н8) и бутан (С4Н10). В сжиженных газах, поставляемых для автомобильного транспорта, по техническим причинам может содержаться некоторое количество масла, поступающего из компрессоров и насосов.

Зимняя смесь отличается от летней повышенным содержанием пропана и применяется при температуре окружающего воздуха ниже +5 ˚С. Летняя смесь применяется при температуре +5 ˚С и выше. Пропан остается в жидком состоянии при температуре ниже —42 °С, для бутана эта температура составляет —0,5 °С. В весенний период времени с целью полной выработки запасов сжиженного газа марки СПБТЗ допускается ее применение при температуре до +10 °С. Более высокая температура может привести к нежелательному повышению давления в системе подачи газа и ее разгерметизации.

Сжатый природный газ выпускается двух марок: «А» и «Б». Они отличаются содержанием метана и азота. Основные горючие компоненты сжатых газов — метан (СН4), окись углерода (СО) и водород (Н2) получают из горючих газов различного происхождения (природных, попутных, нефтяных, коксовых и др.). В попутных газах в зависимости от месторождения нефти содержание метана может находиться в пределах 40-82%.

Источник

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]