Что такое вязкость масла? Это один из ключевых показателей качества, общий для всех типов масел. Он отвечает за густоту масла и может существенно изменяться, в зависимости от температуры. Поэтому очень важно, чтобы масло имело достаточную вязкость, позволяющую обеспечивать смазку трущихся деталей и механизмов в широком диапазоне температур.
В этой статье мы простым и понятным языком объясним, что такое вязкость масла, как она изменяется в зависимости от температуры, на какие параметры она влияет, и что означают цифры в обозначении вязкости масла по SAE.
Для чего используется масло?
Работа двигателя внутреннего сгорания предполагает непрерывное взаимодействие его конструктивных элементов. Представим на секунду, что мотор работает «на сухую». Что с ним произойдет? Во-первых, сила трения повысит температуру внутри устройства. Во-вторых, произойдет деформация и износ деталей. И, наконец, все это приведет к полной остановке ДВС и невозможности его дальнейшего использования. Правильно подобранное моторное масло выполняет следующие функции:
Работа моторного масла
- защищает мотор от перегрева,
- предотвращает быстрый износ механизмов,
- препятствует образованию коррозии,
- выводит нагар, сажу и продукты сгорания топлива за пределы двигательной системы,
- способствует увеличению ресурса силового агрегата.
Таким образом, нормальное функционирование моторного отдела без смазывающей жидкости невозможно.
Важно! Заливать в мотор транспортного средства нужно только то масло, вязкость которого соответствует требованиям автопроизводителей. В этом случае коэффициент полезного действия будет максимальным, а износ рабочих узлов – минимальным. Доверять мнениям продавцов-консультантов, друзей и специалистов автосервисов, если они расходятся с инструкцией к автомобилю, не стоит. Ведь только производитель может знать наверняка, чем стоит заправлять мотор.
Методология проверки
По прошествии трех часов смотрим на наши пятна, на каждом нужно рассмотреть четыре зоны
.
Ядро
показывает, какие есть
примеси
,
вторая зона
показывает
возраст масла
, чем чернее цвет, тем старее масло.
Третья зона
позволяет определить
наличие воды
в масле, если присутствует вода, то контур пятна будет зигзагообразный.
Последнее, наружное кольцо
может рассказать
содержится ли топливо в масле
(солярка или бензин), чем это кольцо шире, тем больше топлива присутствует в масле. Подробнее этот момент читайте тут . Но, кроме визуального состояния стоит определять,
–диспергирующие свойства масла
! Ведь они характеризуют способность масла выполнять свои функции.
Индекс вязкости масла
Понятие вязкости масел подразумевает способность жидкости к тягучести. Определяется она с помощью индекса вязкости. Индекс вязкости масла – это величина, показывающая степень тягучести масляной жидкости при температурных изменениях. Смазки, имеющих высокую степень вязкости, обладают следующими свойствами:
Вязкость масла
- при холодном запуске двигателя защитная пленка имеет сильную текучесть, что обеспечивает быстрое и равномерное распределение смазки по всей рабочей поверхности;
- нагрев двигателя вызывает увеличение вязкости пленки. Такое свойство позволяет удерживать защитную пленку на поверхностях движущихся деталей.
Т.е. масла с высоким значением индекса вязкости легко адаптируются под температурные перегрузки, в то время как низкий индекс вязкости моторного масла свидетельствует о меньших способностях. Такие вещества имеют более жидкое состояние и образуют на деталях тонкую защитную пленку. В условиях отрицательных температур моторная жидкость с низким индексом вязкости затруднит пуск силового агрегата, а при высокотемпературных режимах не сможет предотвратить большую силу трения.
Расчет индекса вязкости осуществляется по ГОСТу 25371-82. Рассчитать его можно с помощью онлайн-сервисов сети Интернет.
Коэффициент диспергирующих свойств
Чтобы понять степень износа присадок-дисперсантов, которые не позволяют продуктам сгорания пристать к деталям двигателя и делать на них задиры, потребуется вычислить коэффициент диспергирующих свойств.
Норма коэффициента диспергирующих свойств моторного масла составляет
от 1 до 3.
Как определить?
Берем линейку, проводим замеры и вычисления с помощью формулы для измерения коэффициента. Замерять нужно диаметр ядра , а также — внешней зоны (третья) по формуле:
DS=1- d2/D2
, где d2 – внутренняя зона, а D2 – наружная.
По замерам получилось, что коэффициент диспергирующих свойств в первом случае был равен 0,88
, такой показатель считается нормой. Далее, по «девятке» расчеты показали коэффициент
0,86
, а по X-Trail показатель равен
нулю
.
Кинематическая и динамическая вязкости
Степень тягучести моторного материала определяется двумя показателями — кинематической и динамической вязкостями.
Моторное масло
Кинематическая вязкость масла — показатель, отображающий его текучесть при нормальных (+40 градусов Цельсия) и высоких (+100 градусов Цельсия) температурах. Методика измерения данной величины основывается на использовании капиллярного вискозиметра. При помощи прибора измеряется время, требуемое для истечения масляной жидкостипри заданных температурах. Измеряется кинематическая вязкость в мм2/с.
Динамическая вязкость масла также вычисляется опытным путем. Она показывает силу сопротивления масляной жидкости, возникающий во время движения двух слоев масла, удаленных друг от друга на расстоянии 1 сантиметра и движущихся со скоростью 1 см/с. Единицы измерения данной величины — Паскаль-секунды.
Определение вязкости масла должно проходить в разных температурных условиях, т.к. жидкость не стабильна и изменяет свои свойства при низких и высоких температурах.
Таблица вязкости моторных масел по температуре представлена ниже.
Таблица вязкости моторных масел по температуре
Типы масел по происхождению
Минералка представляет собою автомасло, которое создано из нефтепродуктов. Она бывает нефтяной и парафиновой. Вязкости минерального масла (низко- и высокотемпературные) строго определены. Менять характеристики вязкости масла возможно лишь посредством присадочных веществ.
Синтетика считается более универсальной, чем минералка. Она представляет собою продукт синтеза разных элементов. Значение вязкости масел такого типа возможно менять. Смешивать с минералкой нельзя.
Синтетика обладает наименьшем трением
Если смешать синтетическое и минеральное автомасло, получится полусинтетика. Она располагает множеством достоинств синтетики и минералки, заключает в себе оптимальное соотношение цены и качества.
В холодное время лучше использовать исключительно синтетические смазки. Благодаря собственному составу они текучи, стабилизируют функционирование силового агрегата. Также синтетика не окисляется, очень медленно теряет свои свойства.
Расшифровка обозначения моторного масла
Как отмечалось ранее, вязкость — это основной параметр защитной жидкости, характеризующий ее способность обеспечивать работоспособность автомобиля в различных климатических условиях.
Согласно международной системе классификации SAE, моторные смазки могут быть трех видов: зимние, летние и всесезонные.
Схема изучения этикетки автомасла
Масло, предназначенное для зимнего использования, маркируется цифрой и буквой W, например, 5W, 10W, 15W. Первый символ маркировки указывает на диапазон отрицательных рабочих температур. Буква W — от английского слова «Winter» — зима — информирует покупателя о возможности использования смазки в суровых низкотемпературных условиях. Она имеет большую текучесть, чем летний аналог, для того, чтобы обеспечить легкий запуск при низких температурах. Жидкая пленка мгновенно обволакивает холодные элементы и облегчает их прокрутку.
Предел отрицательных температур, при которых масло сохраняет работоспособность следующий: для 0W — (-40) градусов Цельсия, для 5W — (-35) градусов, для 10W — (-25) градусов, для 15W — (-35) градусов.
Летняя жидкость имеет высокую вязкость, позволяющую пленке крепче «держаться» на рабочих элементах. В условиях слишком высоких температур такое масло равномерно растекается по рабочей поверхности деталей и защищает их от сильного износа. Обозначается такое масло цифрами, например, 20,30,40 и т.д. Данная цифра характеризует высокотемпературный предел, в котором жидкость сохраняет свои свойства.
Важно! Что означают цифры? Цифры летнего параметра ни в коем случае не означают максимальную температуру, при которой возможна работа автомобиля. Они — условные, и к градусной шкале отношения не имеют.
Масло с вязкостью 30 нормально функционирует при температуре окружающей среды до +30 градусов по Цельсию, 40 — до +45 градусов, 50 — до +50 градусов.
Распознать универсальное масло просто: его маркировка включает две цифры и букву W между ними, например, 5w30. Его использование подразумевает любые климатические условиях, будь то суровая зима или жаркое лето. В обоих случаях, масло будет подстраиваться под изменения и сохранять работоспособность всей двигательной системы.
Кстати, климатический диапазон универсального масла определяется просто. Например, для 5W30 он варьируются в пределах от минус 35 до +30 градусов Цельсия.
Всесезонные масла удобны в использовании, поэтому на прилавках автомагазинов они встречаются чаще летних и зимних вариантов.
Для того чтобы иметь более полное представление о том, какая вязкость моторного масла уместна в вашем регионе, ниже представлена таблица, показывающая диапазон рабочих температур для каждого типа смазывающей жидкости.
Усредненные диапазоны работоспособности масел
Процесс проверки масла на подлинность
Анализ по всем необходимым параметрам в домашних условиях провести невозможно из-за отсутствия специальной аппаратуры. Но визуально определить требует ли моторная жидкость замены, проверить масло на качество довольно просто. Важно знать, как сделать это правильно.
Сверка цвета
В индустрии ГСМ не существует единого стандарта, который регламентирует цвет моторного масла. Он может быть от светло-коричневого до темного оттенка. По сути окраска жидкости зависит от производителя и добавочных компонентов. Например, смазочный материал на графитовой основе может иметь почти черный цвет. Производитель на свое усмотрение может использовать различные пигменты.
В большинстве случаев сверку цвета проводят для того, чтобы исследовать моторное масло на подлинность. Оригинальный продукт имеет первоначально чистый цвет от охры до коричневого без посторонних вкраплений. Главное условие — янтарно-желтый оттенок. Именно он указывает на соответствие качества. Темный же оттенок говорит о ненадлежащем качестве, и указывает на сомнительное происхождение масла.
Этикетка и ее внешний вид
Для того, чтобы не приобрести в торговой точке фальсифицированный СМ, необходимо читать этикетку товара. Изготовители кустарных смазок не всегда уделяют должное внимание на внешний вид своего творчества. Иногда на этикетке контрафактного продукта не содержится даже основной информации. Внимательный автолюбитель сможет отличить подделку от оригинала по следующим признакам:
- Показатель вязкости по стандарту SAE наносится ниже торгового названия смазочного материала, и обозначается цифрой, буквой (W для всесезонных масел), двухзначным числом. Литера W может отсутствовать, если масло предназначено для использования только в теплое время года. В основном вязкость обозначается таким образом: 5W-40. Производители оригинальных СМ имеют в собственном ассортиментном ряду автомасла всех вязкостных показателей.
- Название марки нанесено четко, без ошибок.
- Информация о типе двигателя (бензиновый, дизельный).
- Дата изготовления, розлива и срок службы наносят на канистру.
- Серьезный производитель обязательно укажет на этикетке технологические особенности СМ.
- Обязательная информация на лицевой стороне этикетке о происхождении базы (минеральное масло, полусинтетическое, синтетика).
- Класс качества, который обозначен символами мировых стандартов, например, API и ACEA.
- Указание на список производителей ДВС, одобривших данный продукт для использования.
- Применение. Изображение вида транспортного средства, для которого произведено данное автомасло.
Этикетка должна содержать четкие надписи и символы. Не допускается размытых надписей. Края этикетки должны быть ровные, хорошо проклеенные. Полиграфия высокого качества отличает оригинал от подделки.
Проверка кода
ГСМ, поступающие на прилавки отечественных магазинов и на станции техобслуживания, имеют дополнительную защиту от подделок: нанесенный линейно или в двухмерном виде Datamatrix, PDF, QR-код.
Стандарт API
Разобравшись, что означают цифры в вязкости масла перейдем к следующему стандарту. Классификация моторного масла по вязкости затрагивает также стандарт API. В зависимости от типа двигателя, обозначение API начинается с буквы S или C. S подразумевает бензиновые моторы, С — дизельные. Вторая буква классификации указывает на класс качества моторного масла. И чем дальше эта буква находится от начала алфавита, тем лучше качество защитной жидкости.
Для бензиновых двигательных систем существую следующие обозначения:
Стандарт API
- SC –год выпуска до 1964 г.
- SD –год выпуска с 1964 по 1968 гг.
- SE –год выпуска с 1969 по 1972 гг.
- SF –год выпуска с 1973 по 1988 гг.
- SG –год выпуска с 1989 по 1994 гг.
- SH –год выпуска с 1995 по 1996 гг.
- SJ –год выпуска с 1997 по 2000 гг.
- SL –год выпуска с 2001 по 2003 г.
- SM –год выпуска после 2004 г.
- SN –авто, оборудованные современной системой нейтрализации выхлопных газов.
Для дизельных:
- CB –год выпуска до 1961 г.
- CC –год выпускадо 1983 г.
- CD –год выпускадо 1990 г.
- CE –год выпускадо 1990 г., (турбированный мотор).
- CF –год выпускас 1990 г., (турбированный мотор).
- CG-4 –год выпускас 1994 г., (турбированный мотор).
- CH-4 –год выпускас 1998 г.
- CI-4 – современные авто (турбированный мотор).
- CI-4 plus – значительно выше класс.
Подразделение смазок по иным показателям
Кроме классификации SAE, есть иные спецификации, которые подразделяют автомасла на различные типы. К примеру, спецификация API подразумевает маркировку двумя латинскими буквами.
1-ая обозначает то, для какого типа двигателя предназначается смазка (S – на бензине, C – на дизеле).
2-ая буква указывает на то, насколько хорошим является качество масляной жидкости. Чем дальше она стоит в алфавите, тем современнее смазка и лучше качество.
Для силовых агрегатов на бензине лучше всех прочих считаются автомасла API SM. Для моторов на дизеле наилучшей смазкой является CI.
Еще есть спецификация ACEA. Она делит масла на категории, определяемые, как и в API, по типу мотора (A1-A5 – на бензине, B1-B5 – на дизеле).
Кроме того, A5 и B5 считаются маловязкими, ввиду этого подходят лишь для некоторых видов силовых агрегатов. Стоит соблюдать осторожность при их применении.
Что одному двигателю хорошо, то другому грозит ремонтом
Моторное масло
Многие автовладельцы уверены, что выбирать стоит более вязкие масла, ведь они — залог долговечной работы двигателя. Это серьезное заблуждение. Да, специалисты заливают под капоты гоночных болидов масло с большой степенью тягучести для достижения максимального ресурса силового агрегата. Но обычные легковые машины оборудованы другой системой, которая попросту захлебнется при чрезмерной густоте защитной пленки.
О том, какую вязкость масла допустимо использовать в двигателе той или иной машины, описано в любом руководстве по эксплуатации.
Ведь до запуска массовых продаж моделей, автопроизводители проводили большое количество тестов, учитывая возможные режимы езды и эксплуатацию технического средства в различных климатических условиях. Благодаря анализу поведения мотора и его способности поддерживать стабильную работу в тех или иных условиях, инженеры устанавливали допустимые параметры моторной смазки. Отклонение от них может спровоцировать снижение мощности двигательной системы, ее перегрев, увеличение расхода топлива и многое другое.
Моторное масло в двигателе
Почему класс вязкости так важен в работе механизмов? Представьте на минуту мотор изнутри: между цилиндрами и поршнем есть зазор, величина которого должна допускать возможное расширение деталей от высокотемпературных перепадов. Но для максимального коэффициента полезного действия этот зазор должен иметь минимальное значение, предотвращая попадание в двигательную систему выхлопных газов, образующихся во время горения топливной смеси. Для того, чтобы корпус поршня не нагревался от соприкосновения с цилиндрами, и используется моторная смазка.
Уровень вязкости масла должен обеспечивать работоспособность каждого элемента двигательной системы. Производители силовых агрегатов должны добиться оптимального соотношения минимального зазора между трущимися деталями и масляной пленой, предотвращая преждевременный износ элементов и повышая рабочий ресурс двигателя. Согласитесь, доверять официальным представителям автомобильной марки безопаснее, зная, каким путем эти знания были получены, чем верить «опытным» автомобилистам, полагающимся на интуицию.
Итоги
Масла одного класса вязкости, имеющие одинаковые спецификации, выполненные и имеющие одну масляную основу, обычно не вступают в агрессивное взаимодействие. Но если Вы не желаете иметь больших неприятностей, доливать лучше не больше 10-15% от общего объема. В ближайшее время после долива масло, лучше масло поменять полностью.поменять
Перед выбором масла следует выяснить:
- дату выпуска автомобиля;
- наличие или отсутствии форсирования;
- наличие турбины;
- условия эксплуатации двигателя (городской, бездорожье, спортивные соревнования, перевозка грузов);
- минимальную окружающую температуру воздуха;
- степень износа мотора;
- степень совместимости двигателя и масла в Вашем авто.
Чтобы понять, когда следует менять масло, надо ориентироваться на документацию к автомобилю. Для некоторых машин есть увеличенные периоды (30 000- 50 000 км). Для России с учетом качества топлива, условий эксплуатации и сурового климата следует производить замену через 7 500 – 10 000 км.
Требуется периодически контролировать качество и количество масла. Обращайте внимание на его внешний вид. Пробег автомобиля и количество мото-часов (времени работы) двигателя могут не соответствовать друг другу. Находясь в пробке, двигатель работает в нагруженном тепловом режиме, но одометр не крутится (авто не едет). В результате автомобиль проехал не так много, а двигатель проработал много. В таком случае лучше масло менять раньше, не дожидаясь требуемого пробега по одометру.
Что происходит в момент запуска двигателя?
Если ваш «железный друг» простоял всю ночь на морозе, то наутро показатель вязкости залитого в него масла будет в несколько раз выше расчетной рабочей величины. Соответственно, толщина защитной пленки будет превышать зазоры между элементами. В момент запуска холодного мотора происходит падение его мощности и повышение температуры внутри него. Таким образом, возникает прогрев мотора.
Важно! Во время прогрева нельзя давать ему повышенную нагрузку. Слишком густой смазочный состав затруднит движение основных механизмов и приведет к сокращению срока эксплуатации автомобиля.
Вязкость моторного масла в рабочих температурах
После того, как двигатель прогрелся, активируется система охлаждения. Один цикл работы двигателя выглядит следующим образом:
- Нажим на педаль газа повышает обороты мотора и увеличивает нагрузку на него, в результате чего увеличивается сила трения деталей (т.к. слишком вяжущая жидкость еще не успела попасть в междетальные зазоры),
- температура масла повышается,
- степень его вязкости снижается (увеличивается текучесть),
- толщина масляного слоя уменьшается (просачивается в междетальные зазоры),
- сила трения снижается,
- температура масляной пленки снижается (частично с помощью охлаждающей системы).
По такому принципу работает любая двигательная система.
Вязкость моторных масел при температуре — 20 градусов
Зависимость вязкости масла от рабочей температуры очевидна. Так же, как очевидно то, что высокий уровень защиты мотора не должен снижаться в течение всего периода эксплуатации. Малейшее отклонение от нормы может привести к исчезновению моторной пленки, что в свою очередь негативно отразится на «беззащитной» детали.
Каждый двигатель внутреннего сгорания, хоть и имеет схожую конструкцию, но обладает уникальным набором потребительских свойств: мощностью, экономичностью, экологичностью и величиной крутящего момента. Объясняются эти различия разницей моторных зазоров и рабочих температур.
Для того, чтобы максимально точно подобрать масло для транспортного средства, были разработаны международные классификации моторных жидкостей.
Предусмотренная стандартом SAE классификация информирует автовладельцев об усредненном диапазоне рабочих температур. Более четкие представления о возможности использования смазочной жидкости в определенных автомобилях дают классификации API, ACEA и т.д.
Классификация моторных масел
Существующее подразделение моторных масел связано с разнообразием их составов. Общепринятыми считаются следующие группы классификаторов:
- в зависимости от химического состава, составляющего основу смазывающей жидкости (минеральные, полусинтетические, синтетические масла);
- по показателю вязкости согласно стандарту SAE;
- в зависимости от количественного и качественного состава присадок (согласно классификации ACEA/API);
- в соответствии с допусками моторных масел (определяются автопроизводителями).
Каждая из описанных групп не дает ясного рецепта, какое масло следует считать самым лучшим. Применимость ММ – понятие относительное и зависит от множества факторов, от климатических условий в данной местности до конкретных особенностей эксплуатации определённой модели двигателя.
И не следует считать, что последний из факторов относится к малозначительным – в действительности техническое разнообразие силовых автомобильных агрегатов настолько велико, что именно его можно назвать определяющим параметром, влияющим на выбор масла.
Объём двигателя, его конструктивные особенности, используемые при изготовлении высоконагруженных узлов материалы – всё это оказывает непосредственное влияние на возможность использования того или иного состава смазывающей жидкости. И, как это случается практически в любой области инженерии, улучшение одного параметра оказывает отрицательное воздействие на другой.
Поясним вышесказанное на простейшем примере. Бюджетные автомобили при частоте вращения коленвала в 3000 оборотов/минуту развивают скорость порядка 100-120 км/час, модели среднего уровня при тех же оборотах разгоняются до 140-150 км/час, а для спорткаров этот показатель добирается до отметки в 200 и выше км/час. И не стоит удивляться, что во всех этих случаях потребуется масло с отличающимися характеристиками. Как узнать вязкость моторного масла и другие его параметры в зависимости от конкретного случая – это, в принципе, уже нетривиальная задача, решению которой и посвящена эта статья.
Стандарт API
Данный классификатор имеет более почтенный возраст, чем SAE: он был разработан институтом топлива США ещё в 1969 году. В соответствии с данным стандартом, моторные масла подразделяются на два больших подвида:
- для бензиновых силовых агрегатов:
- для моторов, работающих на дизтопливе.
Каждый из подвидов предполагает деление на классы качества (недаром за данной классификацией закрепилось название стандарта масел по качеству). Если принадлежность к классу определяется первой буквой обозначения стандарта («S» – для бензиновых, «C» – для работающих на солярке силовых агрегатов), то вторая буква как раз и обозначает класс качества. Чем ближе стоит буква к началу алфавита, тем к более устаревшему классу относится данное масло. В конце может присутствовать цифра, указывающая, для каких моторов предназначен продукт: двухтактных или четырёхтактных. Если на этикетке масла обозначение его принадлежности к стандарту API отсутствует, оно либо настолько устарело, что использовать его было бы неблагоразумно, либо вообще не сертифицировано по данному стандарту.
Универсальные масла, пригодные для заливки в оба типа моторов, обозначаются соответствующим образом (через наклонную черту, API SJ/CF). Обычно на первом месте ставится тот параметр, который является более предпочтительным. В отношении вышеуказанного примера это значит, что масло в принципе предназначено для бензиновых двигателей. Однако использование его в дизельных силовых установках также допустимо.
Отметим, что к вязкости моторных масел обозначение классов по API отношения не имеет. При этом стандарт, несмотря на свой почтенный возраст, не статичен: появление новых присадок приводит к формированию новых классов качества. Последние такие модификации стандарты были произведены в 2006 г.
Диапазоны рабочих температур ММ по SAE
Поскольку вязкость масла по SAE рассчитывается под рабочий диапазон температур (таковым считается 100-150 градусов), то понятно, что при пуске холодного двигателя, особенно в мороз, мотору требуется больше усилий для работы, чтобы преодолеть сопротивление жидкости с повышенной вязкостью.
Именно поэтому все без исключения автопроизводители категорически не рекомендуют нагружать холодный силовой агрегат до его полного прогрева, если на улице отрицательная температура. Но даже если придерживаться этих рекомендаций, процедура пуска холодного мотора в сильные моторы уменьшает его совокупный ресурс на 250-500 километров, согласно утверждениям многих специалистов. Впрочем, на ресурсе самого масла это практически не отображается.
Существует также и положительная новость: по мере старения двигателя зазоры между трущимися деталями увеличиваются, что снижает степень влияния автомасел с высокой вязкостью на мотор при его пуске в морозы.
На прогретом моторе параметры ММ приходят в соответствие с рабочим температурным режимом, при этом выход на рабочие параметры происходит по следующей схеме:
- при увеличении оборотов вращения мотора коэффициент трения также растёт;
- из-за роста сопротивления увеличивается температура самого масла;
- вязкость его уменьшается;
- снижается толщина масляной плёнки на поверхности защищаемых деталей;
- происходит обратное уменьшение коэффициента трения;
- это сопровождается падением температуры масла.
В итоге при любом режиме работы прогретого мотора со временем характеристики смазывающей жидкости становятся оптимальными, однако это относится только к тем температурным диапазонам, которые характерны для конкретного силового агрегата.
Другими словами, эффективность функционирования мотора зависит не столько от собственно вязкости смазывающей жидкости, сколько от динамических показателей вязкости при различных температурных режимах. А они, в свою очередь, могут сильно варьироваться в зависимости от конструкции силового агрегата.
Не следует забывать и о том, что эффективность работы моторного масла оказывает непосредственное влияние и на ряд других важных эксплуатационных характеристик транспортного средства, включая топливную экономичность и общий ресурс работы.
Разумеется, если коэффициент трения зависит от вязкости масла, диапазона рабочих температур и величины зазоров, то определить эти величины рядовому автовладельцу не по силам. Да и нужды в этом особой нет, поскольку существует таблица вязкости моторных масел, которая детально описывает их свойства в зависимости от класса по SAE.
А европейская классификация ACEA даже описывает конкретные допуски для моторных масел в зависимости от связки вязкость/рабочая температура.
Впрочем, и в классификации SAE существует градация для низко- и высокотемпературной вязкости, а последняя определяется для кинематической и динамической компоненты.
Все эти значения указываются в таблице. От себя отметим, что конкретное масло может характеризоваться разными показателями вязкости в зависимости от температуры, а та цифра, которая указывается в наименовании продукта после буквы W, с реальной вязкостью никоим образом не коррелируется, в отличие от низкотемпературных значений. И измеряются показатели кинематической и динамической вязкости при конкретных температурах (100 и 150 градусов), а в промежуточных режимах значения могут варьироваться, и не всегда по линейному закону.
Если обобщить вышесказанное, то можно утверждать, что показатель вязкости ММ не является сам по себе критерием его качества – важно лишь то, подходят ли диапазоны рабочих температур для конкретного мотора.
Приводим таблицу, отображающую измеренные значения вязкости в зависимости от принадлежности масла к классу по SAE:
Класс | Низкотемпературная вязкость, мПа*сек при температуре, °С | Высокотемпературная вязкость | |||
Показатель проворачиваемости | Показатель прокачиваемости | Кинематическая, измеряемая при 100°С, мм2/сек | Динамическая, измеряемая при 150°С и высокой скорости движения поверхностей, мПа*сек | ||
MIN | MAX | ||||
0W | 6200.0 (-35) | 60000.0 (-40) | 3.80 | ||
5W | 6600.0 (-30) | 60000.0 (-35) | 3.80 | ||
10W | 7000.0 (-25) | 60000.0 (-30) | 4.10 | ||
15W | 7000.0 (-20) | 60000.0 (-25) | 5.60 | ||
20W | 9500.0 (-15) | 60000.0 (-20) | 5.60 | ||
25W | 13000.0 (-10) | 60000.0 (-15) | 9.30 | ||
20 | 5.60 | до 9.30 | 2.60 | ||
30 | 9.30 | до 12.60 | 2.90 | ||
40 | 12.60 | до 16.30 | 2.90 (0W/5W/10W) | ||
40 | 12.60 | до 16.30 | 3.70 (15W/20W/25W) | ||
50 | 16.30 | до 21.90 | 3.70 | ||
60 | 21.90 | 26.10 | 3.70 |
Последствия заливки масла повышенной вязкости
Бывают случаи, когда автовладельцы, не знают, как определить требуемую вязкость моторного масла для своего автомобиля, и заливают то, которое советуют продавцы. Что случится, если тягучесть окажется выше требуемой?
Сравнение вязкости моторных масел
Если в хорошо прогретом двигателе «плещется» масло с завышенной тягучестью, то для мотора опасности не возникает (при нормальных оборотах). В этом случае, просто повысится температура внутри агрегата, что приведет к снижению вязкости смазки. Т.е. ситуация придет в норму. Но! Регулярное повторение данной схемы заметно снизит моторесурс.
Если резко «дать газу», вызвав увеличение оборотов, степень вязкости жидкости не будет соответствовать температуре. Это приведет к превышению максимально допустимой температуры в моторном отсеке. Перегрев вызовет повышение силы трения и снижение износостойкости деталей. Кстати, само масло также потеряет свои свойства за достаточно короткий промежуток времени.
О том, что вязкость масла не подошла транспортному средству, моментально узнать вы не сможете.
Первые «симптомы» появятся лишь через 100-150 тысяч км пробега. И главным показателем станет увеличение зазоров между деталями. Однако, определенно связать завышенную вязкость и быстрое снижение ресурса мотора не смогут даже опытные специалисты. Именно по этой причине официальные автомастерские зачастую пренебрегают требованиями производителей транспортных средств. К тому же им выгодно производить ремонт силовых агрегатов автомобилей, у которых уже закончился срок гарантийного обслуживания. Вот почему выбор степени вязкости масла — сложная задача для каждого автолюбителя.
О чем говорит тест: результаты
Если хотя бы один показатель плохой – масло под замену!
Итог таков: Форд Фокус – масло в нормальном состоянии и двигатель функционирует исправно, так что менять масло рано. У «девятки» – по показателю диспергирующих свойств масло в норме, однако визуальный тест оно не прошло, в ядре присутствовали загрязнения пылью, сажей и металлами. Такое нужно менять, так как дальнейшая эксплуатация приведет к повреждению цилиндров. Масло в X-Trail – обязательная замена, так как ни один тест оно не прошло, показатель вне нормы, и визуальный осмотр не предвещает ничего хорошего.
Как часто нужно делать?
Подобные тесты желательно проводить примерно один раз в 2-3 тыс. км
. Это позволит точно отследить динамику износа . Однако помните: даже если такой тест показывает, что масло в нормальном состоянии, не стоит игнорировать требования по срокам замены, рекомендованные производителем автомобиля! Кстати такие навыки могут определить состояние и трансмиссионного масла или помочь при покупке подержанного автомобиля .
Слишком низкая вязкость: опасна ли она?
Моторное масло
Погубить бензиновые и дизельные двигатели может низкая степень вязкости. Этот факт объясняется тем, что при повышенных рабочих температурах и нагрузках на мотор текучесть обволакивающей пленки повышается, в результате чего не без того жидкая защита попросту «обнажает» детали. Результат: повышение силы трения, увеличение расхода ГСМ, деформация механизмов. Долгая эксплуатация автомобиля с залитой низковязкостной жидкостью невозможна — его заклинит практически сразу.
Некоторые современные модели моторов предполагают использование так называемых «энергосберегающих» масел, имеющих пониженную вязкость. Но использовать их можно только если имеются специальные допуски автопроизводителей: ACEA A1, B1 и ACEA A5, B5.
Допустимо ли смешивание ММ разной вязкости
В процессе эксплуатации автомобиля нередко возникают ситуации, требующие долива смазочной жидкости. И один из главных вопросов, интересующих многих автовладельцев – возможно ли смешивание масел, отличающихся вязкостью, составом или хотя бы брендом.
Причины долива масел или их смешивания при регламентной замене могут быть разными:
- возможность экономии денежных средств: многие водители практикуют такой метод, как смешивание части старого с новым моторным маслом, надеясь на то, что такое смешение не сильно уменьшит интервал замены;
- если при внеплановом измерении уровня ММ оказалось, что оно ниже метки MIN, а необходимость в поездке сохраняется на критическом уровне. В таких случаях в ход идёт первая попавшаяся под руку смазка – это позволяет без особых проблем добраться до ближайшего автосервиса. Разумеется, такой способ можно назвать экстремальным, и в большинстве случаев после его использования требуется полная замена жидкости;
- но даже если вы при заменен масла полностью сливаете старое, часть его всё равно останется на некоторых узлах силового агрегата. И даже промывка не гарантирует того, что вы не получите в результате некий микст, пускай и с минимальной концентрацией предыдущей марки масла. Впрочем, обычно такой вариант не рассматривается как способный повлиять на ресурс двигателя сколь-нибудь заметным образом.
В целом проблема смешивания масел с разными классами вязкости – идея не самая лучшая. Что, будет, если смешать масло разной вязкости? Дело в том, что смазки с низкой вязкостью (которые мы считаем зимними) при смешивании с летними вовсе не образуют некий универсальный состав, температурные характеристики которого получаются путём сложения вязкостей каждого из масел в отдельности. Что однозначно произойдёт – это уменьшение и низкотемпературной, и высокотемпературной составляющих, а в результате стабильность масляной плёнки сильно пострадает.
Впрочем, если индексы в маркировке различаются только на один шаг и только в отношении одной из двух цифр, можно говорить об относительной допустимости такого смешивания. Если для вашего авто «родным» является масло 5W40, добавление смазки с маркировкой 5W30 уменьшит вязкость при высокотемпературном режиме работы трущихся поверхностей силового агрегата.
Автопроизводители в принципе не запрещают лить масло, соответствующее рекомендациям. Но при условии, что хотя бы на уровне классов вязкости старое и доливочное масло будут совместимыми. Так что доливать масло другой вязкости – метод, который лучше использовать только в случае крайней необходимости.
Обычно у автовладельцев остаются на такой случай остатки того масла, которое они заливали при замене, поэтому данный вопрос в принципе не является особо распространённым.
Стабилизаторы густоты масла
Из-за постоянных температурных перегрузок вязкость масла постепенно начинает уменьшается. И помочь восстановить ее могут специальные стабилизаторы. Их допустимо использовать в двигателях любого типа, износ которых достиг среднего или высокого уровня.
Стабилизаторы позволяют:
Стабилизаторы
- увеличивать вязкость защитной пленки,
- снижать количество нагара и отложений на цилиндрах мотора,
- сокращать выброс вредных веществ в атмосферу,
- восстанавливать защитный масляный слой,
- достигать «бесшумности» в работе двигателя,
- предотвращать процессы окисления внутри корпуса мотора.
Использование стабилизаторов позволяет не только увеличить срок между «масляными» заменами, но и восстановить утраченные полезные свойства защитного слоя.
Разновидности специальных смазок, применяемых на производствах
Смазка веретенного машинного вида обладает низковязкостными свойствами. Использование такой защиты рационально на моторах, имеющих слабую нагрузку и работающих на больших скоростях. Чаще всего, применяется такая смазка в текстильном производстве.
Турбинная смазка. Ее главная особенность заключается защите всех работающих механизмов от окисления и преждевременного износа. Оптимальная вязкость турбинного масла позволяет использовать его в турбокомпрессорных приводах, газовых, паровых и гидравлических турбинах.
Гидравлический насос
ВМГЗ или всесезонное гидравлическое загущенное масло. Такая жидкость идеально подходит для техники, используемой в районах Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока. Предназначено такое масло двигателям внутреннего сгорания, оборудованным гидравлическими приводами. ВМГЗ не подразделяется на летние и зимние масла, потому что его применение подразумевает только низкотемпературный климат.
В качестве сырья для гидромасла выступают маловязкие компоненты, содержащие минеральную основу. Для того, чтобы масло достигло нужной консистенции, в него добавляют специальные присадки.
Вязкость гидравлического масла представлена в таблице ниже.
Таблица вязкости гидравлических масел
ОйлРайт — еще одна смазка, применяемая для консервации и обработки механизмов. Она имеет водостойкую графитовую основу и сохраняет свои свойства в диапазоне температур от минус 20 градусов Цельсия до плюс 70 градусов Цельсия.
Выводы
Однозначного ответа на вопрос: «какая вязкость моторного масла самая хорошая?» нет и не может быть. Все дело в том, что нужная степень тягучести для каждого механизма — будь то ткацкий станок или мотор гоночного болида — своя, и определить ее «наобум» нельзя. Требуемые параметры смазывающих жидкостей вычисляются производителями опытным путем, поэтому при выборе жидкости для своего транспортного средства в первую очередь руководствуетесь указаниями разработчика. А уже после этого вы можете обратиться к таблице вязкости моторных масел по температуре.
Какую вязкость выбрать?
При выборе нефтепродукта для конкретного авто обязательно надо руководствоваться рекомендациями, указанными производителем в сервисной книжке.
Касательно параметров вязкости:
- Для относительно новых транспортных средств, которые не прошли 30% от общего ресурса эксплуатации до капитального ремонта, используются маловязкие нефтепродукты. Имеются в виду масла 5W20 либо 5W30. Большинство производителей японских машин рекомендуют использовать такие смазки для сервисной заправки.
- При общем пробеге от 30 до 75% от всего ресурса рекомендуется применение нефтепродуктов с индексом 5W. В холодное время года следует заливать смазку 5W30.
- Изношенные силовые агрегаты в теплое время года должны заправляться смазками 15W50. При низких отрицательных температурах допускается применение веществ с индексом 5W.