Сцепление. Особенности конструкции

  • Устройство сцепления
    • Корзина сцепления
  • Замена сцепления ваз 2110
  • Замена сцепления ваз 2110: регулировка
  • Видеоинструкция по замене

Владельцам отечественных автомобилей приходится часто обращаться в автомобильную мастерскую с просьбой отрегулировать или починить сцепление. В иномарках узел имеет более простое строение, соответственно, ему реже требуется ремонт. Но обращаться в сервис можно лишь при серьезном повреждении механизма, к примеру, если необходима замена сцепления ваз 2110. В других случаях можно справиться самостоятельно: это и замена, и ремонт некоторых элементов, и регулировка тросика. Обо всем перечисленном вы узнаете после прочтения этого материала.

Устройство сцепления

Для начала – в ВАЗ 2110 установлен сухой вид сцепления. В само сцепление входит только 2 диска, которые обработаны фрикционным материалом, позволяющим выдерживать продолжительное трение. Изготовлен каждый диск из органического материала, смешанного с проволокой, которая выполняет теплоотводящую функцию во время работы. Каждый диск взаимодействует с другими механизмами автомобиля, к примеру, с коробкой переключения передач. Между дисками есть и другие детали, которые скреплены кожухом. Называется он «корзина сцепления». На ней нужно остановиться.


Два диска сцепления из современного комплекта сцепления.

Корзина сцепления

Корзина включает в себя следующие элементы:

  • Маховик. На этот элемент поступает крутящий момент от двигателя, к нему и крепится корзина.
  • Нажимной и ведомый диск. Работают они следующим образом: когда водитель отжимает педаль сцепления, нажимной диск контактирует с ведомым, когда педаль нажата, детали разобщаются.
  • Первичный вал КПП. Он переправляет крутящий момент от двигателя на коробку переключения передач.
  • Вилки выключения. Вилки нужна для сжимания и разжимания дисков. Педаль нажата – вилки разобщают детали, вилки отпущена – сводят.
  • Трос. Является связывающим звеном между механизмом и педалью сцепления. При изменения длины тросика меняется длина хода.

Что касается мокрого сцепления, то оно всегда погружено в масло. За счет этого происходит меньший износ – диски меньше трутся, а их поверхность всегда остается охлажденной и чистой.


Наглядная схема устройства корзины сцепления.

Особенности сцепления «десятки»

К характерным особенностям структуры этого агрегата в модели 2110 относятся следующие:

  1. Специфическое строение пружины диафрагмы, которое гарантирует понижение усилия для выключения сцепления. Такое качество создает благоприятные условия для вождения авто на средних и высоких оборотах, а также влияет на преобразование усилия на педали сцепления в области неполного/полного запуска. Эта конструктивная особенность дает возможность малоопытному автолюбителю мягко начинать движение, снизив уровень усталости при поездках в городе, где частое включение сцепления является нормой.
  2. Рациональный выбор формы пружины диафрагмы, количества лепестков, грамотное строение пружинных опор, что подвергается обязательному контролю при производстве.
  3. Нелинейные свойства пружины тщательно просчитаны с учетом сохранения деталей авто: если сцепление и начинает проскальзывать, то происходит это незадолго до критически допустимой меры изнашивания фрикционных накладок. Таким образом, маховое колесо и диск сцепления ВАЗ 2110 защищены от повреждений об заклепки накладок и является отличительным показателем для ремонта сцепления ВАЗ 2110.
  4. Механизированная отделка болванок-заготовок главного диска из чугуна, которая проводится с целью оптимизации износостойких и фрикционных свойств. Их обработка проходит на токарных полуавтоматах с высокой точностью с последующим контролированием качества поверхности рабочей поверхности.
  5. Благодаря специальному конструированию амортизационной пластины и использованию пружин различной жесткости, погашение вращательных изменений проходит в несколько этапов. Это позволяет усилить мягкость и снизить уровень рывков при включении сцепления, обеспечив защиту трансмиссионных деталей от напряжения в начале движения и крутом переключении скорости.
  6. Для производства фрикционных накладок стали использовать сырье с армированной добавкой и нитями из углерода. Такой состав повысил стойкость к изнашиванию, центробежным нагрузкам и постоянному трению.
  7. Детали корпуса сцепления подвергли фосфатному напылению для увеличения устойчивости к коррозии.
  8. Проведение контрольных статических и динамических балансировок дисков сцепления ВАЗ 2110 обусловило формирование окончательной цены узла данного автомобиля.

Выход данного агрегата из строя – нередкая ситуация. Чтобы ее предотвратить, необходимо производить своевременный ремонт или замену всего комплекта. Эксплуатация автомобиля предусматривает периодическое снятие сцепления ВАЗ 2110 с целью контроля его состояния и обеспечения безотказной работы.

Замена сцепления ваз 2110: регулировка


Регулировка длины тросика сцепления. Для работы нужно взять линейку или рулетку.

Регулировка заключается в изменении длины троса:

  • Нужно приложить линейку или рулетку рядом с площадкой педали сцепления. Лучше брать линейку, так как теперь её нужно упереть в коврик пола автомобиля. Далее нам нужно замерить расстояние от поверхность резиновой площадки педали до коврика. Если линейка показывает, что расстояние больше 130 миллиметров, то нужна регулировка. Если расстояние меньше 130 мм, то так же требуется выставление длины троса.
  • Следующим шагом будет ослабление затяжки контргайки, которая крепит трос. Вращая гайку, мы меняем длину троса. Нам необходимо добиться, чтобы она была в диапазоне 125-130 миллиметров.
  • Меряем повторно. При удачном результате можно сдвинуть ограничительную втулку в вилку. Готово.

СЦЕПЛЕНИЕ

Особенности устройства

Рис. 3–1. Сцепление в сборе: 1 – поводок троса; 2 – вилка выключения сцепления; 3 – кожух сцепления; 4 – болт крепления сцепления к маховику; 5 – нажимной диск; 6 – маховик;

7 –ведомый диск; 8 – первичный вал коробки передач; 9 – нижняя крышка картера сцепления; 10 – картер сцепления; 11 – нажимная пружина; 12 – подшипник выключения сцепления;

13 – фланец муфты подшипника; 14 – втулка муфты подшипника; 15 – ограничительная втулка

Сцепление однодисковое, с центральной нажимной пружиной 11 (). Кожух 3 сцепления крепится к маховику 6 шестью болтами 4, а с нажимным диском 5 соединяется тремя парами упругих пластин.

Ведомый диск 7 в сборе с демпфером расположен на шлицах первичного вала 8 коробки передач.

На автомобилях с двигателем ВАЗ–2112 применяется сцепление с отличающимися характеристиками нажимной пружины ведущей части сцепления и пружинами демпфера ведомого диска. Для различия ведущих частей сцепления на сцеплении 2112 выполнена метка в виде отверстия в одной из прорезей лепестков нажимной пружины. На двух пружинах демпфера ведомого диска 2112 имеются полоски краски белого цвета.

Привод сцепления тросовый, беззазорный (зазоры в приводе отсутствуют).

Рис. 3–2. Привод сцепления: 1 – оболочка троса; 2 – нижний наконечник оболочки троса; 3 – кронштейн крепления троса; 4 – защитный чехол троса; 5 – нижний наконечник троса; 6 – регулировочная гайка;

7 – контргайка; 8 – поводок троса; 9 – вилка выключения сцепления; 10 – верхний наконечник троса;

11 – упорная пластина; 12 – верхний наконечник оболочки троса;

13 – уплотнитель;

14 – педаль сцепления; 15 – пружина педали сцепления;

16 – кронштейн педали сцепления

Педаль сцепления 14 () установлена в кронштейне 16 на оси. Верхняя часть педали соединяется с наконечником троса 10. Верхний наконечник оболочки 12 закреплен на кронштейне педали сцепления при помощи упорной пластины 11. Нижний наконечник 2 закреплен в кронштейне 3 на силовом агрегате. Поводок троса 8 соединяется с вилкой выключения сцепления 9.

Снятие и установка сцепления и его привода

Снятие.

Предварительно снимите коробку передач (см. подраздел «Коробка передач»).

Отверните болты крепления кожуха сцепления к маховику и снимите кожух в сборе с нажимным диском. При этом освобождается ведомый диск сцепления.

Для снятия привода сцепления ослабьте гайку крепления наконечника оболочки 2 (см. ) и выньте нижнюю часть троса из гнезда кронштейна 3. Затем отсоедините поводок 8 от вилки выключения сцепления 9, предварительно ослабив гайки 6 и 7.

Сняв стопорную скобу с пальца педали 14, отсоедините наконечник троса 10 от педали. Отвернув болт крепления упорной пластины 11 выньте трос в сборе из щитка передка кузова.

Для снятия педали сцепления 14 снимите пружину 15, выньте стопорную скобу из канавки оси педали и, вынув ось педали из отверстия кронштейна 16, снимите педаль сцепления.

Установка сцепления и его привода —

проводится в обратной последовательности, с учетом следующего:

– проверьте состояние шлицев в ступице ведомого диска и на первичном валу коробки передач, шлицы очистите и промойте уайт-спиритом;

Рис. 3–3. Центрирование ведомого диска: 1 – маховик; 2 – сцепление в сборе; 3 – оправка А.70081

– установите сцепление, расположив ведомый диск выступающей частью в сторону нажимного диска и отцентрируйте диск относительно маховика оправкой А.70081, имитирующей шлицевой конец первичного вала коробки передач ();

– смажьте по всем прилегающим поверхностям поводок троса, втулки педали, палец на педали сцепления и палец наконечника троса 10 (см. ) консистентной смазкой ЛСЦ–15 или Литол–24.

Проверка технического состояния и контроль сцепления

Проверка состояния ведомого диска.

Рис. 3–4. Замена фрикционных накладок ведомого диска: 1 – кондуктор; 2 – ведомый диск; 3 – оправка

Фрикционные накладки заменяйте новыми при появлении растрескиваний, уменьшении расстояния между головкой заклепки и рабочей поверхностью накладки до 0,2 мм, а также при неравномерном износе и односторонних задирах. При ремонте ведомого диска пользуйтесь приспособлением 67.7822.9536 (), состоящим из оправки 3 и кондуктора 1.

Рис. 3–5. Проверка биения и правка ведомого диска сцепления

Биение рабочей поверхности фрикционных накладок не должно превышать 0,5 мм. Если оно больше, то диск выправьте, используя ключ 67.7813.9503 () или замените новым.

Проверка состояния ведущей части сцепления.

Рис. 3–6. Контроль сцепления: 1 – нажимная пружина; 2 – кожух сцепления; 3 – нажимный диск; 4 – промежуточное кольцо; А ,В, С – размеры

Закрепите нажимный диск 3 () в сборе с нажимной пружиной 1 и кожухом 2 на приспособление с промежуточным кольцом 4 толщиной В=(8,3±0,04) мм. Это приспособление заменяет маховик с ведомым диском.

Произведите контроль, выключив сцепление три раза ходом выключения 8–9 мм, прикладывая нагрузку к лепесткам нажимной пружины 1 на диаметре С=34 мм. При этом:

– проверьте, что ходу выключения (8,0±0,1) мм соответствует ход нажимного диска не менее 1,4 мм;

– разность величин отхода нажимного диска 3 не более 0,25 мм;

– размер А должен быть в пределах (29–31) мм;

– нагрузка на лепестках нажимной пружины 1 на диаметре С при ходе (8,0±0,1) мм должна быть не более 1100 Н (1350 Н для сцепления ВАЗ–2112), пик нагрузки выключения не более 1300 Н (1500 Н для сцепления ВАЗ–2112).

Замерьте глубину кольцевого износа лепестков нажимной пружины в месте контакта с подшипником выключения сцепления, если величина износа превышает 0,8 мм – замените кожух сцепления в сборе с нажимным диском.

Проверка состояния троса. Прежде всего убедитесь в прочном креплении наконечников троса, а также в том, что трос свободно перемещается внутри оболочки. Проверьте состояние оболочки троса, защитного чехла. При повреждении оболочки троса и других его элементов, при ослаблении наконечников – замените трос новым.

Проверка упругости пружин.

Длина пружины должна быть: под усилием (117,6±5,9) Н [(12±0,6) кгс] – 160 мм, под усилием (12,74±1,2) Н [(1,3±0,2) кгс] – 80 мм.

Регулировка привода сцепления

Ход педали сцепления до упора в коврик пола должен составлять 120–130 мм. Его регулируют регулировочной гайкой 6 (см. ), изменяя положение нижнего наконечника троса 5. В процессе эксплуатации автомобиля, вследствие износа накладок ведомого диска, полный ход педали сцепления увеличивается (педаль поднимается). Максимально допустимый ход педали не должен превышать 160 мм.

Порядок регулировки:

– ослабив контргайку 7, вращением регулировочной гайки 6 установите ход педали сцепления, равный 120–130 мм;

– нажмите на педаль сцепления до упора в коврик пола не менее трех раз и проверьте величину хода педали; при необходимости подрегулируйте его гайкой 6;

– не изменяя положение педали, затяните контргайку 7 и сдвиньте до упора в вилку 9 ограничительную втулку 15 (см. ).

Диагностика сцепления на ВАЗ-2110

ВАЗ-2110 получил механизм от восьмёрки и девятки практически без изменений, были подкорректированы только прижимные силы, которые соответствуют крутящему моменту двигателя.

Схема сцепления.

Тем не менее всякому сцеплению есть свой срок. Ресурс узла сильно зависит от стиля вождения и условий эксплуатации. А кроме того, от завода изготовителя комплекта. Кстати, менять сцепление в сборе из-за вышедшего из строя ведомого диска или выжимного подшипника вовсе не обязательно, это дорого.

Но и замена любого элемента механизма, как и всего сцепления целиком, на СТО обойдётся не менее 3-5 тысяч рублей, не считая стоимости материалов. Поэтому есть смысл заняться ремонтом самостоятельно. Это не самая простая операция, но вполне доступная даже для начинающего водителя.

Комплект сцепления: корзина, диск, подшипник и оправка.

Признаки неисправности

Перед тем, как снимать сцепление на ВАЗ-2110, необходимо выяснить его состояние по признакам:

  1. Сцепление буксует. Это подразумевает, что при изменении оборотов двигателя, часть крутящего момента теряется при пробуксовке фрикциона ведомого диска — обороты растут, а тяги нет. Вариантов может быть несколько — либо износились фрикционные накладки ведомого диска, либо нарушена регулировка свободного хода педали сцепления. Замена диска нужна в первом случае.
  2. Сцепление ведёт. При полностью выжатой педали сцепление не выключается. То есть часть крутящего момента ещё передаётся на КПП, ведущий и ведомый диски не размыкаются. В этом случае поможет либо регулировка того же свободного хода педали, либо замена выжимного подшипника, корзины сцепления, если регулировка не дала результатов.
  3. Сцепление вибрирует. Наблюдаем вибрации в области КПП на определённых оборотах или постоянно. В этом случае сцеплению необходима замена, скорее всего, вышла из строя корзина.
  4. Сцепление шумит. Повышенный шум при нажатии на педаль, посторонние звуки при переключении передач. Вероятнее всего, вышло из строя либо все сцепление в сборе, либо корзина или выжимной подшипник. Необходима замена комплекта.

При появлении одного из этих симптомов и, убедившись в том, что регулировка не даёт результатов, приступаем к разборке сцепления своими руками, чтобы не тревожить специалистов, время и труд которых обойдётся нам круглую сумму. Сами же мы сможем заменить сцепление в сборе за час, максимум два.

Ремонт сцепления на автомобиле ВАЗ

В статье подробно описан процесс разборки, ремонта и обратной сборки сцепления на автомобиле ВАЗ.

Сцепление выполняет одну из самых важных ролей в движении автомобиля и при первых проявлениях нарушений его работы, – необходимо сразу приступить к ремонту, иначе бездейственность может привести к печальным последствиям, тогда и денег на ремонт понадобится намного больше и времени. Перед снятием этого механизма вам пригодится схема сцепления, изучите её подробно для дальнейшего ремонта и понятия принципа работы.

Мы снимали и ремонтировали диск сцепления на автомобиле ВАЗ 2110, подобное оборудование стоит на 2111 и на более поздних моделях этих машин, а вот на автомобиле ВАЗ 2112 имеются некоторые различия и усовершенствования, в частности модификации поддались: пружины демпфера ведомого диска и ведущей части сцепления, но суть ремонта остаётся похожей.

Шумы

Почему шумит сцепление на ВАЗ-2110? Эта неисправность возникает уже не из-за диска (разве что в случае ослабших пружин), а по причине изношенного подшипника. Основной из них – выжимной.


Именно он издает характерный шум и вой при выключении сцепления. Проверить это очень просто. Нужно вслушаться в работу коробки при включенном моторе на нейтрале. Если при нажатии педали гул пропадает, значит пришел в негодность выжимной подшипник сцепления на ВАЗ-2110. Как мы видим, большинство проблем связанны именно с ведомым диском. Если наблюдаются подобные неисправности, следует произвести замену сцепления на ВАЗ-2110.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]