Всем владельцам Митсубиси Лансер Эволюшн хотелось бы улучшить подхват с низов, чувствительность педали газа (акселератора), динамику со включенным кондиционером, добавить лошадок и крутящего момента, а также отключить датчик кислорода (лямбда-зонд) и удалить катализатор, чтобы авто было легче дышать.
В этом всем мы вам с удовольствием поможем и с Лансер Эволюшн 8, и с Эволюшн 9, и с Эволюшн 10.
Двигатель Mitsubishi Lancer Evolution
Данная обзорная статья посвящена по сути целой истории силовых агрегатов, устанавливаемых на автомобили Mitsubishi Lancer Evo.
Ни для кого не секрет, что автомобили Mitsubishi Lancer пользуются популярностью во всем мире, а про спортивную версию Лансера — Эволюшн многие знают не по наслышке.
Лансер Эволюшн успел завоевать сердца многих автолюбителей, ведь хорошая мощность и надежность вместе с неплохой развесовкой и полным приводом позволило этому автомобилю выигрывать многие призовые места в мировых чемпионатах по ралли.
Исторический экскурс
Изначально модифицированная версия Митсубиси Лансер была специально спроектирована и в дальнейшем построена специально для World Rally Championship. Так, специально спроектированный для ралли автомобиль Lancer Evolution пилотируемый пилотом Томми Мякиненом добился первенства аж в четырех годах подряд (с 1996 по 1999 года включительно). И это ещё раз доказывает то, насколько важны надежность и проектирование конструкции.
Отличительной особенностью модифицированной версии стало наличие полного привода и коробки передач с измененными передаточными числами. И если на обычные Митсубиси Лансер коробка передач с полным приводом обычно устанавливалась с целью повышения проходимости автомобиля, то с Эволюшеном дело обстоит несколько сложнее. Применение полного привода на Лансер Эволюшн было не пресловутой опцией, а строго технической необходимостью, обусловленной серьезными условиями эксплуатации автомобиля.
Наличие полного привода в Лансере Эво позволило решить следующие проблемы, характерные для моноприводных версий автомобилей:
- улучшение проходимости автомобиля на различных типах покрытия;
- улучшение управляемости транспортного средства;
- способность реализовать большую мощность двигателя.
Если с проходимостью машины на различных покрытия все понятно, то как остальные два фактора влияют на Лансер Эво ? Давайте разберем подробнее. На полноприводной машине управляемость повышается не только на грунтовом покрытии, но и на твердых асфальтовых дорогах.
Все четыре ведущие колеса позволяют иметь лучшее сцепление с дорогой, чем на моноприводных машинах, поэтому, даже когда одно из колес потеряет сцепление с асфальтом, автомобиль все равно продолжит движение по намеченной траектории за счет остальных ведущих колес. К тому же, при использовании форсированных моторов скорость на моноприводных машинах сильно падает в следствие букса передних или задних колес, поэтому полный — одно из самых разумных решений для реализации всей мощности двигателя.
Дизайн
Визуально модель практически ничем не отличается от своего младшего собрата. Есть конечно несколько отличий, но они еле заметны. Передняя часть имеет рельефный капот, который сводится к огромной решетке радиатора. Капот немного залазит на фары делая внешний вид более агрессивным. Также бампер имеет небольшие круглые противотуманные фары.
Сбоку седан выделяется четкими линиями в верхней и нижней части, также шикарно смотрятся декоративные жабры перед дверью. В остальном тут все просто. Когда смотришь сзади, сразу бросается в глаза огромный спойлер. Также красиво выглядит оптика, подчеркнутая выштамповкой на крышке багажника. Массивный бампер получил огромный диффузор и 2 патрубка системы выпуска.
Размеры седана Митсубиси Лансер Эволюшн 10:
- длина – 4505 мм;
- ширина – 1810 мм;
- высота – 1480 мм;
- колесная база – 2650 мм;
- дорожный просвет – 140 мм.
Сводные характеристики мотора 4G63T, особенности конструкции
Модифицированные Лансеры с индексом «Evolution» в первом поколении выпускались на платформе CD9A, ходовая часть от стокового Лансера была переработана, части кузова и другие узлы были адаптированы для применения полноприводной трансмиссии от Mitsubishi Galant версии VR-4. А в качестве «сердца» машины, инженеры решили использовать достаточно популярный мотор линейки «Sirius» — 4G63, правда с определенными изменениями.
Отличительной конструкцией двигателя 4G63T является наличие специальных балансирных валов в чугунном блоке цилиндров, приводимые в движение за счет коленчатого вала. Среди других конструктивных особенностей:
- коленчатый вал с прямым сверлением (повышается риск излома коленвала или ускоренной выработки на шейках коленвала);
- поршневые пальцы горячей прессовки (нетипичная конструкция для мощных автомобилей);
- дополнительная плита усиления (плита коренных вкладышей);
- наличие маслофорсунок в блоке цилиндров;
- коленчатый вал полнопротивовесный с прямым сверлением;
- клапана на гидрокомпенсаторах и роликовых толкателях.
Мотор Mitsubishi 4G63T (1-поколение моторов)
В качестве исходника инженеры использовали турбированную версию 4G63T (индекс «Т» обозначает наличие турбины) от Митсубиси Галант версии VR-4. Изначально данный мотор обладал мощностью в 195 л.с, но при проектировании Эволюшена было принято решение повысить мощность этого силового агрегата до 250 л.с, путем изменения степени сжатия, прошивки ЭБУ и распредвалов. Также изменения коснулись турбины (её заменили на TD05 16G) и ШПГ, так в обновленном моторе применили облегченные поршни, коленвал, шатуны и составляющие ГБЦ. Мощность двигателя Эволюшна в 250л.с справедлива только для первого поколения Лансеров Эво.
Во втором же поколении Эволюшенов 4G63T (1-поколения) двигатель вновь нарастил мощность, правда всего на 10 лошадиных сил, а вот в третьем поколении на Лансеры Эво стали устанавливать новую турбину увеличенного размера, такой шаг позволил увеличить мощность до 270 л.с и не потерять в надежности, Среди прочих изменений: возросшая степень сжатия, развитая конструкция выпускного коллектора и обновленная прошивка ЭБУ. Также стоит отметить, что в третьем поколении Лансер Эво была изменена степень сжатия до 10.0, переработана система охлаждения интеркулера и вновь изменилась конструкция развитого выхлопа.
Модели оснащенные двигателями 4G63T (first generation): Mitsubishi Lancer Evolution (с 1-ого по 3-ее поколения).
Цена
Модель продавалась только в одной комплектации за 2 499 000 рублей, а в 2021 году производство прекратилось. На вторичном рынке цены сильно разняться, некоторые достигают даже цены нового седана. Никаких дополнительных опций не предлагается, так что приходиться довольствоваться тем, что есть. А именно:
- ESP;
- кожаный салон;
- подогрев сидений;
- аудиосистема;
- климат-контроль;
- датчик света и дождя;
- ксеноновая оптика с системой адаптивного освещения.
Это автомобиль легенда. Модель является обладателем нескольких титулов чемпиона мира по ралли, благодаря чему может предоставить своему хозяину всю ту полноту ощущений, что и настоящий гоночный болид. Пройдя долгий путь эволюции инженерам удалось оставить самые лучшие гены в днк этого автомобиля, но главное так и осталось неизменным – мощный двухлитровый турбомотор, привод на четыре колеса, спортивный салон и как следствие фантастическая скорость и управляемость. Неудивительно, ведь с каждой моделью, специалистам из Mitsubishi приходилось прилагать максимум усилий, чтобы хоть на шаг опередить конкурентов. И у них это регулярно получалось. Можно лишь гадать продолжится ли эта традиция в новой модели, однако можно точно сказать, что автомобиль всегда будет на высоте, ведь этот принцип заложен в его названии – Mitsubishi Lancer Evolution X!
Мотор Mitsubishi 4G63T (2-поколение моторов)
Во втором поколении популярные моторы предназначенные для Лансеров Эво продолжили совершенствовать, так, изменениям подверглась в первую очередь расположение мотора. Для улучшения управляемости и безопасности, а также для уменьшения эффекта «закручивания» при маневрировании двигатель вместе с коробкой передач был повернут на 180 градусов. Изменилась и впускная система, место прежнего большого впускного ресивера занял компактный и эффективный ресивер с дроссельной заслонкой уменьшенной до 52мм, рассчитанный на работу с новой твинскролльной турбиной. Головка блока цилиндров также подверглась изменениям: размер каналов был уменьшен, а распредвалы получили более «злые» характеристики фазы и подъема.
Необходимо отметить, что инженеры Митсубиси во втором поколении моторов решили вновь изменить степень сжатия (до
9.0), ещё сильнее облегчить шатунно-поршневую группу и проработать конструкцию развитого выхлопа. Машины, выпускаемые с 1998 года стали оснащать обновленными турбинами твинскролльной конструкции с увеличенными крыльчатками. Использование новых и более производительных турбин повлекло за собой замену топливных форсунок на более производительные и позволило поднять в них давление до 0.9 Bar.
Итоговый крутящий момент новых конфигураций мотора составлял от 353 — 373Нм при 3000 оборотах и до 373Нм при 2700 оборотах в минуту в зависимости от версии машины.
Модели оснащенные двигателями 4G63T (second generation): Mitsubishi Lancer Evolution (с 4-ого по 7-ое поколения).
Салон
Интерьер основывается на дизайне базовой модели, однако в нем всегда присутствуют характерные черты вроде спортивного руля Momo и сидений, с развитой боковой поддержкой. В первых моделях уделялось мало внимания салону автомобиля, т.к. основными были динамические характеристики.
Так как ранние модели сняты с производства, следует рассмотреть интерьер. Салон по традиции копирует стиль базовой модели. Однако невероятно удобные кресла Recaro, надежно фиксируют в себе водителя и переднего пассажира. Главный недостаток – отсутствие регулировки сидений по высоте, а также рулевой колонки по глубине. Несмотря на это, у водителя среднего роста не займет много времени поиск удобной посадки.
По центру приборной панели Митсубиси Лансер Эволюшн 10 большой дисплей на котором отображается множество различной информации, будь то режимы работы системы полного привода или отображение распределения крутящего момента по осям в реальном времени.
Руль широкий и приятный на ощупь, однако размер спиц не придает ему спортивности. Обзорность неплохая, но по сравнению с предшественником заметно хуже, как будто не хватает легкости, присущей IX.
Главное, что новый автомобиль стал более приспособленным к повседневной езде. Теперь он имеет мультимедийную аудиосистему с сабвуфером, подогревы сидений Mitsubishi Lancer Evolution X спереди, 9 подушек безопасности и встроенный Bluetooth.
Сзади места чуть больше, но как и у обычного Lancer, не так много. Багажник довольно мал, так как из-за улучшения развесовки в него были перенесены аккумулятор и бачок стеклоомывателя. К тому же вместо докатки, в нише находится полноразмерное 18 дюймовое запасное колесо.
Мотор Mitsubishi 4G63T (3-поколение моторов)
Моторы третьего поколения, предназначенные для Лансеров Эво снова подверглись определенным изменениям. Стратегия инженеров Митсубиси при очередной переработке этого популярного мотора заключалась в следующем — улучшить надежность конструкции путем доработки систем охлаждения и повысить стабильность работы на средних оборотах за счёт доработки ГБЦ.
Для реализации первого на автомобиль установили маслорадиатор и более производительные: помпу и интеркулер, а для решения проблем со стабильностью работы на средних оборотах изменили конструкцию ГБЦ, так в обновленную ГБЦ установили распредвалы с более широкой фазой и новые клапанные пружины. Изменения также коснулись ШПГ: коленвал был облегчен, а место прежних шатунов заняли новые — кованые. Также для продления срока службы турбины было улучшено её охлаждение.
Вышеперечисленные изменения справедливы только для Лансеров Эволюшн VII и VIII поколений, т. к на Лансер Эво IX устанавливали обновленный 4G63T с системой изменения фаз газораспределения типа MIVEC. На данной модификации заменили турбину на новую, а распредвалы получили ещё более широкую фазу. Мощность такого мотора составила 280 л.с, а крутящий момент достигал 400Нм на отметке в 3000 оборотов.
Модели оснащенные двигателями 4G63T (third generation): Mitsubishi Lancer Evolution (с 8-ого по 9-ое поколения).
Результат чип-тюнинга Митсубиси Лансер Эволюшн
1). Двигатель становится более приемистый и динамичный. Прирост мощности на Мицубиси Лансер Эволюшн достигает 14% — 15,5%;
2). Улучшенную тягу на низких оборотах;
3). Улучшенный отклик педали газа. Реакция педали значительно улучшается;
4). Улучшение взаимодействия двигателя и автоматической коробки передач АТ или вариатора CVT;
5). Отсутствие задумчивости мотора при включенном кондиционере;
6). Улучшение работы двигателя на высоких оборотах;
7). Уменьшение расхода топлива в ряде случаев;
8). Возможность удаления катализатора после отключения 2го, нижнего, лямбда-зонда для того, чтоб автомобилю было легче дышать.
Сводные характеристики мотора 4B11T, особенности конструкции
В X-поколении Лансеров инженеры Митсубиси решили отойти от привычных канонов и перестать мучить до последнего 4G63T, с которого без ущерба конструкции удалось снять предостаточно лошадиных сил, коих вполне хватало для «шустрой» езды в разумных пределах. Место замученного старичка 4G63T занял неведомый многим силовой агрегат линейки GEMA – 4B11T.
Линейка ДВС, модификация | Sirius, модификация 4G6* (4G63T) |
Тип ДВС | Рядный, четырехцилиндровый |
Тип топлива | Бензин с октановым числом не ниже 95 |
Топливная система | Инжектор |
Объем двигателя | 2.0 литра, ход поршня — 88мм, диаметр цилиндра — 85мм |
Мощность ДВС | От 250 до 280 л.с, зависит от поколения ДВС (1gen/2gen/3gen) |
Крутящий момент ДВС | От 280 до 407Нм при 3000 оборотах, зависит от поколения ДВС (1gen/2gen/3gen) |
Конструкция головки блока цилиндров | Типа DOHC, 2 распредвала в ГБЦ, 16-клапанная, по 4 клапана на цилиндр |
Материалы блока цилиндров и ГБЦ | Блок цилиндров чугунный Головка блока цилиндров алюминиевая |
Расход топлива на 100км | Смешанный 8.7 л (расход может варьироваться от модификации прошивки ЭБУ |
Ресурс двигателя | От 200 000 до 350 000 в зависимости от настроек, тюнинга, типа езды, используемого топлива и обслуживания |
Как и предшественник, новый мотор получил турбину, шасси — полный привод, кузов — агрессивную внешность. Но последние два момента нас сейчас мало волнуют, давайте подробно разберем конструкцию силового агрегата.
Новый мотор линейки GEMA может напугать многих автолюбителей и экспертов тем, что блок цилиндров на похожих атмосферных моторах (4B11, 4B12) данной линейки выполнен из алюминия. Однако заранее говорим о том, что распространенных проблем с задирами цилиндров, как на атмосферных 4В11, так и на моторах-братьях (4GKE) на моторе Эволюшена не случится. Объяснение достаточно простое — в конструкции алюминиевого блока цилиндров лежат чугунные гильзы, что значительно увеличивает срок службы и позволяет противостоять серьезным нагрузкам, как силовым, так и тепловым.
В отличии от предшественника, блок цилиндров 4B11T не имеет балансирных валов, а сама ШПГ имеет значительно больший вес. Из прочих особенностей блока цилиндров стоит отметить наличие отдельной нижней плиты, а также чугунные бугеля. Данный конструктив заслуживает уважения, в отличии от впресованных поршневых пальцев и небольшого протока охлаждающей жидкости. В целом система охлаждения на 4B11T получилась не самой удачной, поэтому при эксплуатации Лансера с таким мотором стоит особое внимание уделять температуре двигателя.
ГБЦ как и на IX Лансере — алюминиевая, 16 клапанная, с двумя распредвалами и системой изменения фаз газораспределения типа MIVEC. На выпускном валу дополнительно установлен вкладыш, а сами распредвалы получили частично полую конструкцию, с каналом внутри для маслоподачи.
Среди прочих конструктивных особенностей:
- клапана на толкателях (регулировка раз в 55 000 — 60 000 км);
- использование цепи в конструкции ГРМ.
Новый мотор 4B11T предназначен для установки на Mitsubishi Lancer Evolution X (10-поколения).
Новый уровень: LANCER Evo X CSF
Иногда лучший способ построить новый гоночный автомобиль — это начать с чьей-то старой гоночной машины.
текст Justin Banner / Speehunters перевод гаражный вестник
Дело в том, что Mitsubishi Lancer Evolution X, бывшая машина Pirelli World Challenge, стала шедевром благодаря амбициям ее владельца Рави Дольвани из CSF Radiators и талантов в области автомобилестроения, самых близких друзей в индустрии афтермаркета.
Покупка поюзанного болида — это неплохой вариант получения гоночной машины, так как вы всегда будете тратить меньше, чем строя с нуля. Этот автомобиль класса World Challenge GTS был в одной из лучших команд по мотоспорту в бизнесе GMG Racing, поэтому его история и развитие находятся за пределами того, что мог сделать гаражный любитель.
После крэша во время сезона 2013 года, Мицу простоял три года, прежде чем Рави взял его, в виде помятого мусорного контейнера, наполненными деталями Evo X, всего за 30 штук. Теперь ему суждено вернуться в гонку в 2021 году, но не раньше, чем дебютировать на шоу SEMA 2021 года, которое сейчас происходит в Лас-Вегасе.
Хотя он не будет выставочным авто и не вернется к уличным покатушкам, это не значит, что некоторое время и мысли не были вложены в эстетику шасси. Помогая воплотить мечту в жизнь на пути в Лас-Вегас применили множество уважаемых имен в индустрии, включая MotoIQ, Techno Square, Sheepey Built и Rywire.
Внешний вид состоит из большого количества тюняек, включая диодные стопы Varis, железа Downstar и зеркал Jun x Craft Square, но главное отличие — работа с кузовом. Джон Сибал разработал дизайн вайдбоди комплекта для Street Fighter LA, а LTMW вживили его — после исправления аварийных повреждений Evo и шейвинга подкапотки. Затем LTMW задули весь автомобиль в BMW Alpine White. Все окна были заменены версиями Lexan для обеспечения безопасности и небольшого снижения веса.
Эти колеса представляют собой выполненные на заказ 18-дюймовые Rotiform LAS-R, обутые в Toyo Proxes R888Rs в размере 275 / 35R18. За ними большой комплект тормозов StopTech Trophy с суппортами Aero. Кастомные тормозные магистрали Rywire отправляют гоночную жидкость StopTech 660 к ним после, регулятора тормозных услилий на осях Wilwood.
Оригинальный каркас по приложению FIA, построенный GMG, на месте, но с кастомным усилением по дверным балкам. Вместо голого металла — дверные карты ASC Speed Metal, в черной алькантаре Rogelio.
Rogelio также перенабили сиденья Sparco Rev II и обтянули руль. Рукоятка переключения передач, ремни и педали из углеродного волокна, выглядят будто так же сделаны Sparco. Внутренние панели, которые отделяют кабину от багажника — кастом от ASC Speed Metal, покрытые порошком Embee Performance на оборудовании Downstar.
Пятидюймовый цветной дисплей AiM Sports MXS Strada передает важную информацию из системы управления двигателем Syvecs S8, а модуль распределения мощности HP Electronik управляет лампами, вентиляторами, топливным насосом и прочим, что нуждаются в переключении с кабины. Все узлы соединены с помощью специальной косы Rywire.
Сетап подвески может сделать или разрушить болид. Если сетап не подходит водителю, он никогда не реализует потенциал машины. Здесь двухсторонние регулируемые койловеры JRZ управляют траекторией кузова с предельной точностью и настраиваемостью.
Передние и задние подрамники заменены на трубчатые T45 из деталей Mitsubishi, изготовленных AKmotorsports, и алюминиевые передние рулевые тяги 7075. В то время как вы можете легко варить тигом большинство металлов, необходимо использовать специальные сварочные стержни для T45, поскольку это углеродистая сталь с марганцем, введенным вместо 4130-х хромомолибденовой легированной стали, которая обычно используется в шасси гоночного автомобиля. T45 обычно используется в аэрокосмических частях, таких как пилотные и экипажные сиденья, благодаря способности материала выдерживать высокие нагрузки без деформаций.
AKmotorsports так же исполнил задние треугольные поперечные рычаги, и тяги. Полный пакет был разработан путем трехмерного сканирования шасси, которое было импортировано в программу CAD для моделирования новых деталей. Эти части были затем проверены FEA. Стаканы изготовлены с использованием специальных пластин схода /развала, прикрепленных к койловертам.
2,0-литровый 4B11T от Mitsubishi — прекрасный двигатель с завода, GMG первоначально проектировал его для класса GTS. Ravi же больше не ограничивается никакими правилами, установленными Pirelli World Challenge, и вы можете видеть это по навесному.
Honeywell Garrett GTX3582R Gen II спроектирован как обратно- вращательная ( против часовой стрелки) турбина. Это не улучшает мощность, но помогает уместить турбину в под капотом некоторых авто. В этом случае выход компрессора уходит вниз за блоком, и это сокращает путь пайпов буста до интеркулера, улучшая отзывчивость. Коллектор, аутлеты и интеркулер были изготовлены фирмой Sheepey, на титановых трубах Ticon Industries, двойными вестгейтами Turbosmart Comp-Gate40, блоу-оффом Turbosmart Race-Port и хомутами Hydraflow от Burns Stainless.
Вертикальный интеркулер CSF, от Sheepey Built, следует за дросселем Magnus Motorsports Bosch 82 мм, соединенным с впускным коллектором Magnus Motorsports, который получает смесь из топливной рампы Magnus Motorsports. Спейсер KTN Thermodynamics добавляет больше пространства между головкой и коллектором. Топливная магистраль приходит к фосрункам Injector Dynamics 1700X, которые питаются регулятором давления топлива Nuke Performance и кастомным баком с топливными насосами Bosch. Радиатор также CSF, заколхоженым в сотрудничестве с Rywire. Масляный радиатор — CSF.
В режиме гонок всегда пригодится схема смазки с сухим картером, и Magnus Motorsports оформили ее с использованием компонентов Peterson.
Пока у нас нет окончательных замеров мощности, но они будут установлены на 5150 Racing после шоу SEMA, и только после ребилда на более суровых гоночных внутренностях. Чем бы дело не кончилось, облегченный маховик Spec не помешает, а сцепление Tilton будет следить за тем, чтобы каждое переключение 5-ступенчатой коробки было быстрым.
В то время как большинство школьников предполагают, что строительство гоночного автомобиля, а не покупка — единственный путь, уже построенная машина часто лучший вариант. Она готова, каркас внутри, и вы уже будете в лучшей части процесса «купил-построил». Это также дает новую жизнь старой гоночной машине, и никто не скажет, что это плохо, особенно когда это бывший автомобиль Pirelli World Challenge. Эти автомобили живут суровой жизнью, но с правильными частями и заботой они снова могут стать великими.
Что Рави и его друзья доказали в этом жестком Evo X.
Выбор Mitsubishi Lancer Evolution
Многие читатели часто задаются вопросами о выборе легендарного Эволюшена, какое поколение лучше всего взять и какой мотор проще всего обслуживать ? Давайте коротко и ясно ответим на этот вопрос.
Нельзя однозначно назвать то или иное поколение Эволюшенов провальным, у всех поколений этой модели есть свои определенные особенности, в частности это касается двигателей. Однако в случае выбора подержанного «Эвика» стоит обратить свое внимание на модели именно 9-ого поколения, объяснение этому достаточно простое — невысокая цена, относительно других мощных машин и Лансеров 10-поколения. Кроме того, многие автолюбители замечают, что на 9-ом поколении управляемость автомобиля отличается в лучшую сторону, чем на обновленной модели, под завязку начиненной электроникой.
Кроме цены, преимущества выбора 9-ого поколения Эволюшенов и более поздних, заключаются в доступности запасных частей (как новых, так и б/у) и разнообразного тюнинга. С 10-ым же поколением Эволюшенов дела с тюнингом и доступностью запчастей обстоят несколько сложнее, т. к стоимость деталей высокая, а их количество на рынке РФ не такое уж и большое. Причем даже контрактные детали из Европы или Японии будут стоит сравнительно дороже, чем детали на те же Лансеры 8 и 9 поколений.
Источник